Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Грибовский, Владислав Константинович

Грибовский, Владислав Константинович

Конструкторы

День рождения 07 сентября 1899

советский военный лётчик, планерист, конструктор планёров и самолётов


Владислав Константинович Грибовский (7 сентября 1899—1977) — советский военный лётчик, планерист, конструктор планёров и самолётов.

Биография

Родился 7 сентября 1899 года.

В 1909 году воспитанник Гатчинского сиротского интерната — десятилетний Владислав Грибовский — побывал с экскурсией на аэродроме, с тех пор и заболел авиацией. В 1919 году хотел поступить в авиашколу, но не получилось.

Окончил Петроградские артиллерийские курсы командного состава РККА.

В 1921 году окончил Егорьевскую теоретическую школу летчиков затем учился в Севастопольской лётной школе (Кача) и Московской летной школе (ВАШЛ). За три года обучения прошел полный курс высшей летной подготовки и стал летчиком-истребителем.

В 1924 году в Киеве спроектировал свой первый планер Г-1. Затем Грибовский становится инструктором Серпуховской школы летчиков. Здесь, в школьных мастерских, в 1927 году он строит второй планер собственной конструкции. Следующий планер Г-6 был построен в 1928 году уже в Оренбурге, куда лётная школа была переведена из Серпухова.

В начале 1930 года Грибовского назначают начальником Московской школы летчиков Осоавиахима. По его инициативе был создан широко известный Тушинский аэродром, а на базе школы в дальнейшем образовался Центральный аэроклуб Осоавиахима.

В 1932 году переходит работать в Московское конструкторское бюро (МКБ) Осоавиахима, а через год становится его начальником. Под руководством Грибовского были построены первые советские гидропланеры Г-12 и Г-16.

В 1938 году на базе Московского конструкторского бюро и планерного завода создается опытный отдел и Грибовский становится его руководителем. Здесь были спроектированы и построены его последние самолеты в Осоавиахиме: скоростной Г-26 и двухмоторный тренировочный Г-27.

В начале 1939 года планерный завод закрыли. В марте 1940 года Владислава Константиновича назначили главным конструктором вновь созданного ОКБ-28, а уже 22 мая 1941 года под его руководством был создан тренировочный истребитель Гр-28 «Кречет» (ТИ-28). С началом Великой Отечественной войны ОКБ Грибовского получило срочное задание разработать 11-местный десантный планер. Интенсивная работа над планером, получившим обозначение Гр-29 (в серии — Г-11), началась 7 июля, а 2 сентября состоялся первый его вылет. Через неделю испытаний было принято решение о серийном производстве этой машины. Г-11 применялся в ряде операций Великой Отечественной войны, хорошо зарекомендовал себя при снабжении белорусских партизан и при высадке десанта под Киевом. Серийное производство планера продолжалось до 1948 года.

В 1940—1943 годах Грибовский — начальник и главный конструктор ОКБ, в 1943—1948 — главный конструктор и директор (с 1947) авиационного завода.

Под его руководством были созданы учебно-тренировочные планеры Г-2бис, Г-6, Г-7, Г-9, Г-13; первый в СССР гидропланёр Г-12; спортивно-тренировочные самолёты Г-10, Г-14, Г-22, Г-23, Г-25.

Всего в период с 1925 по 1942 годы Грибовским было создано 17 планеров и 20 самолетов, на многих из них был установлен ряд мировых рекордов.

Умер Владислав Константинович в 1977 году.

Награды

  • Награждён орденами Ленина, Красного Знамени и медалями СССР.
  • В августе 1944 года конструктор Грибовский за доставку грузов планерами Г-11 партизанам Белоруссии был награждён медалью «Партизану Отечественной войны».

Некоторые конструкции

  • Г-8
  • Г-9
  • Г-11
  • Г-14

Литература

  • Самолёты страны советов, издательство ДОСААФ, Москва, 1974.
  • Конструктор Грибовский и его самолёты, В.Газенко, Красная звезда (Москва), 1997.
  • А. Тихонравов В воздухе "Грибовские" // Крылья Родины. — М:: ДОСААФ, 1969. — № 10. — С. 36, 37.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ