Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Дадианов, Александр Леонович

Дадианов, Александр Леонович

Полковники

20 августа 1800 - 10 июня 1865

флигель-адъютант и полковник русской императорской армии, командир Эриванского карабинерного полка


Князь Александр Леонович Дадианов (Александр Левонович Дадиан; 20 июля 1800, Сенгилеевский уезд Симбирской губернии — 10 июня 1865, Москва) — флигель-адъютант и полковник русской императорской армии, командир Эриванского карабинерного (позднее лейб-гренадерского) полка.

Биография

Из симбирской ветви грузинского княжеского рода Дадиановых. Родился в 1800 году в семье князя Леона Александровича и Марии Дмитриевны, урождённой Нарышкиной.

Начал службу подпрапорщиком в лейб-гвардии Преображенском полку в 1817 году; произведенный в 1821 году в прапорщики, Дадианов был назначен адъютантом к Паскевичу, с которым и участвовал в кампаниях 1826—1827 годов (против Персии) и 1828—1829 годов (против Турции на Кавказе). Награждённый за боевые отличия при осаде Сардар-Абада золотой шпагой, при взятии Эривани — орденом святой Анны 3 степени, при взятии Карса — орденом святой Анны 2 степени и при взятии Ахалцыха — алмазными знаками к этому ордену.

В 1829 году Александр Леонович был отправлен в Петербург с донесением о разгроме турок и взятии Арзрума. Дадианов в 1829 году был произведен в полковники и пожалован флигель-адъютантом к императору и в том же году, в возрасте 28 лет и на 8-м году службы, назначен командиром Эриванского карабинерного полка.

Столь быстрая карьера Дадианова, блестяще им начатая, закончилась очень печально. Выказав себя отличным боевым офицером и полковым командиром, Дадианов запятнал себя страшными злоупотреблениями в полку по хозяйствой части. По одной из версий, флигель-адъютант Пётр Катенин, недовольный обращением князя с братом Павлом, служившим под началом Дадианова, сообщил о нарушениях императору. Когда император Николай I в 1837 году посетил Кавказ, он на смотру Эриванского полка в присутствии родственников князя вызвал Дадианова, тут же снял с него флигель-адъютантские аксельбанты и приказал немедленно отправить в Бобруйск. Декабрист Н. Лорер сообщал в своих «Записках моего времени», что «государь громко приказал коменданту снять с князя Дадьяна флигель-адъютантские аксельбанты и полковничьи эполеты как с недостойного носить эти отличия. Комендант стал отстегивать и то и другое, но государю показалось это слишком долго и церемонно», и он приказал их сорвать, что было выполнено графом Орловым, который «всегда готовый в таких случаях сыграть роль палача, подбежал и начал рвать, так что клочья полетели». После чего «подъехала фельдъегерская тройка, посадили его, бедного, оборванного, в неё, обесчещенного князя Дадьяна и повезли в крепость Бобруйск…». Супруга Дадианова и её мать, Елизавета Дмитриевна Розен, находившиеся на балконе одного из домов, лежали в обмороке. Флигель-адъютантское звание тут же было пожаловано родственнику князя — барону Александру Розену (1812—1874). Сам барон Григорий Розен «почернел и до того изменился, что был неузнаваем». Но на этом унижения семьи не закончились. Вечером в доме главнокомандующего был назначен бал, на котором присутствовал весь город, и госпоже Розен «было приказано присутствовать на торжестве, и она явилась с распухшими, красными от слёз глазами. и государь был так любезен, что открыл с нею бал польским». Император писал Бенкендорфу:

Общая зараза своекорыстия, что всего страшнее, достигла и военную часть до невероятной степени, даже до того, что я вынужден был сделать неслыханный пример на собственном моем флигель-адъютанте. Мерзавец сей, командир Эриванского полка кн. Дадиан, обратил полк себе в аренду, и столь нагло, что публично держал стада верблюдов, свиней, пчельни, винокуренный завод, на 60 т. пуд сена захваченный у жителей сенокос, употребляя на все солдат; в полку при внезапном осмотре найдено 534 рекрута, с прибытия в полк неодетых, необутых, частью босых, которые все были у него на работе, то есть ужас! За то я показал, как за неслыханные мерзости неслыханно и взыскиваю. При полном разводе, объявя его вину, велел военному губернатору снять с него фл.-адът. аксельбант, арестовать и с фельдъегерем отправить в Бобруйск для предания суду, даром что женат на дочери бедного Розена; сына его, храброго и доброго малого, взял себе в адъютанты…

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ