Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Дамаский

Дамаский

Философы

, античный философ-неоплатоник, последний схоларх Платоновской Академии и Афинской школы неоплатонизма


Дамаский (др.-греч. ; 458/462 — после 538), античный философ-неоплатоник, последний схоларх Платоновской Академии и Афинской школы неоплатонизма.

Очерк

Дамаский родился в Дамаске в Сирии. Первые научные занятия Дамаския проходили в Александрии в области риторики под руководством Теона и известного в те времена Аммония, который, кроме того, обучал его также и философии Платона. После разгрома языческих школ Александрии, организованного епископом Петром Монгом в конце 80-х гг. V в. был вынужден вместе со своим другом и учителем Исидором бежать из Египта. Затем, переехав в Афины, занимался философской математикой у Марина и общей философией у Зенодота. В какое время Дамаский стал схолархом Академии, неизвестно; неизвестен также год его смерти. Известно, что после закрытия Академии в 529 г. императором Юстинианом он с шестью другими неоплатониками направился в Персию, где пытался обучить платонизму царя Хосрова I. Попытки оказались безуспешными, и в 533 г. Дамаский вернулся в Римскую империю (где преподавать философию ему было запрещено).

Кроме главного труда Дамаския большая часть сочинений известна только по позднейшим цитатам. Дамаскию принадлежала «Жизнь Исидора», известная по отрывкам из неё у Фотия. Не полностью сохранился трактат «О числе, месте и времени».

Сохранился комментарий Дамаския к платоновскому «Пармениду». По позднейшим ссылкам, Дамаский комментировал также «Алкивиад I», «Государство», «Законы», «Софист», «Тимей», «Федон», «Федр», «Филеб» Платона, «Категории», «Физика», «О небе», «Метеорологика» Аристотеля. Дамаский комментировал также «Халдейские оракулы».

Наряду с собственно логикой Дамаский уделял внимание теургии, теософии и магической практике вообще; имеются сведения о сочинениях Дамаския по поводу различных оккультных вопросов.

Главная работа Дамаския, «Трудности и их разрешения относительно первых принципов в связи с комментарием на „Парменида“», дошла до нас полностью. Эта работа признана большим вкладом и в неоплатонизм и в античную философию вообще, и отличается оригинальными, детальными и часто изысканными суждениями.

Философия

Философия Дамаския разрабатывает проблему первоединства с вытекающими из него бесконечно разнообразными триадами. Решая эту проблему, проблему единства в его триадической выраженности, Дамаский формально приходит к невозможности объяснить, почему и как низшее происходит от высшего, что роднит его с общеантичной скептической традицией.

О высшем начале невозможно сказать ничего, что относилось бы к нему самому, а не к нашим о нем предположениям. В самом деле, взяв любой предмет мысли, мы, по Дамаскию, должны констатировать, что предмет как целое и предмет как сумма частей целого неразличим, поскольку первоединое одинаково присутствует в предмете как в целом и в предмете как сумме частей целого; ведь в каждой части этой суммы первоединое присутствует одинаково и т. п.

Если мы возьмем два предмета мысли, то с точки зрения присутствия первоединого количественное смыслоразличение между этими предметами потеряется; в основе предметы т.о. суть не что иное, как неразличимое первоединое. То же самое необходимо говорить и о трех, и о четырех, и о сколько угодно многих предметах. Получается, что нет ни логически более раннего, ни более позднего предмета, поскольку и более ранний и более поздний предметы все равно суть один и тот же предмет.

Точно так же нельзя отличить ни большого и малого, ни причины и действия, ни идеального и материального, ни подвижного и неподвижного, ни вообще движения и покоя. В конце концов получается, что вообще нельзя различать, что познаваемо и непознаваемо, что логически выше и ниже, что обще и что единично. Во всем присутствует всеобщее [неразличимое] первоединство, которое нивелирует вообще всякий смысл постижения Единого в его не-единстве. Т.о., можно утверждать, по Дамаскию истинное постижение сводится к постижению собственно Единого в его единстве, как собственно исходно-целого.

Эйдос

К числу главнейших конструкций диалектики Единого у Дамаския относится диалектика эйдоса в его соотношении с материей. У Дамаския представлена, как последнее достижение в понимании эйдоса, констатация триадической структуры эйдоса — существование как таковое, исхождение [в материю] и возвращение ["в обогащенном виде"].

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ