Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Дежерандо, Жозеф-Мари

Дежерандо, Жозеф-Мари

Лингвисты

День рождения 29 февраля 1772

французский лингвист, педагог, публицист, общественный деятель и филантроп


Барон Жозеф-Мари Дежерандо , или де Жерандо, как он стал именовать себя после получения титула барона (фр. Joseph-Marie de Grando/Degrando; 29 февраля 1772, Лион — 10 ноября 1842, Париж) — французский лингвист, педагог, публицист, общественный деятель и филантроп. Считается одним из зачинателей антропологии.

Биография и общественная деятельность

Посещал в Париже семинарию и готовился поступить в какой-нибудь духовный орден, чтобы посвятить себя исключительно благотворительности; но этому помешала революция. В 1791 году он становится вместе со своим другом Камиллом Жорданом на сторону католиков, отказывавшихся признать гражданское устройство духовенства; в 1793 г. вступает в ряды городской милиции восставшего Лиона. Попав раненным в руки республиканцев, он проводит несколько месяцев в тюрьме, поступает затем в солдаты и бежит за границу.

Амнистия 1796 г. позволяет ему вернуться на родину. Он становится деятельным помощником Жордана, избранного в совет пятисот, и вместе с ним после 18 фрюктидора оставляет на время Францию; изучает в Тюбингене немецкую литературу и философию.

Возвратившись во Францию, поступает на военную службу. Случайно узнав о заданной Парижским институтом теме «Dterminer quelle a t l’influence des signes sur la formation des ides», Дежерандо пишет на эту тему статью (в 1800 г. напечатанную в более обширном виде, под заглавием «Des signes et de l’art de penser, considrs dans leur rapports mutuels»). Оригинальность мыслей, шедших совершенно вразрез с господствовавшими тогда во Франции воззрениями Кондильяка, обращает на него общее внимание и вводит его в круг госпожи Сталь.

К последующим его сочинениям — «Considrations sur les diverses mthodes suivre dans l’observation des peuples sauvages» (1801) и «La gnration des connaissances humaines» (1802) — скоро присоединяется его главный труд «Histoire compare des systmes de philosophie relativement aux principes des connaissances humaines» (2-oe изд., 1822-23 г., обнимающий только древнюю и средневековую философию и дополненный уже после смерти Дежерандо его сыном).

Как философ Дежерандо не имел выдающегося значения, но как историк философии он может считаться первым во Франции, давшим научный метод для классификации и объяснения философских доктрин. Он был эклектиком еще до Кузена и, ставя на первый план эмпиризм, старался установить связь между метафизикой и положительными науками.

В 1804 году Дежерандо был назначен генеральным секретарём министерства внутренних дел. Наполеон давал ему важные поручения в Италии и Испании и сделал его членом государственного совета. Он сохранил эту должность и во время реставрации. Людовик-Филипп возвёл его в звание пэра.

Занявшись введением во Франции Белл-Ланкастерской системы, он основал с этой целью общество и написал: «Du perfectionnement moral, ou de l'ducation de soi-mme» (8 изд. 1833) и «Cours normal des institutions primaires, ou Directions relatives l'ducation physique, morale et intellectuelle dans les coles primaires» (3 изд. 1839).

Правительство подчинило его ведению госпитали, дома призрения бедных, сиротские дома, институты для слепых и глухонемых. Отсюда следующие его труды:

  • «ducation des sourds-muets de naissance» (1827),
  • «Le visiteur du pauvre» (1820; перевед. на многие языки),
  • «De la bienfaisance publique» (1839), «Sur les moyens de prvenir ta misre» (1831),
  • «Des progrs de l’industrie dans leurs rapports avec le bien-tre physique et moral de la classe ouvrire» (1841).

С 1819 года Дежерандо занимал открытую по его инициативе кафедру общественного и административного права; написал «Elments du Code administratif, runis et mis en ordre». Он издал также речи своего рано умершего друга: «Discours de Camille Jourdan» (1826).

Похоронен на кладбище Пер-Лашез (участок 41).

Переводы на русский

  • «Жизнь человеческая, рассматриваемая как великое и беспрерывное воспитание» (в «Сыне Отечества» 1825, CIV);
  • «О нравственном усовершенствовании человека во всех возрастах» (там же, 1828, CXVII).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ