Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Джемаль, Гейдар Джахидович: биография

В 1993 году принял участие в Хартумской конференции, на которой была создана международная мусульманская организация «Исламский комитет».

Летом 1995 года создал и возглавил «Межрегиональное общественное движение Исламский комитет» (официально зарегистрированное в декабре).

С 1993 по 1996 год Гейдар Джемаль вёл исламский раздел в передачах «Ныне» на Первом канале, «Все суры Корана» на канале «Культура» и «Тысяча и один день» на канале РТР. Религиовед Р. А. Силантьев отмечает, что «на закрытие этих программ не в последнюю очередь повлиял маргинальный философ Гейдар Джемаль, не стеснявшийся использовать их для пропаганды своих экстремистских взглядов».

В 1998 году прочитал на философском факультете МГУ лекции на тему «Традиция и реальность».

На выборах депутатов Государственной Думы в 1999 году пытался пройти по списку политического блока «Движение в поддержку армии».

10 марта 2010 года подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти».

Умер в ночь на 5 декабря 2016 года в Алма-Ате, где находился на лечении. Рассказывая про обстоятельства смерти, тележурналист Максим Шевченко сообщил следующее: «Гейдар более 2 месяцев боролся с тяжёлой формой онкологии в Алматы. Он испытывал страшные боли. Казахстанские врачи сделали всё, что в их силах, чтобы избавить его от этих болей. Он заранее знал, что умрёт, и сам выбрал местом захоронения тюркскую землю рядом со своими мусульманскими братьями-сестрами. Семья также дала согласие на его похороны в Алматы. Если бы его тело привезли в Москву, то похоронили бы на мусульманском кладбище на окраине города. Мне кажется, его душе так будет спокойнее».

Похоронен 6 декабря 2016 года на кладбище Баганашил в Алма-Ате по мусульманскому обычаю; по словам муфтия Духовного управления мусульман Казахстана, проводившего погребальную молитву, Джемаль хотел быть похороненным там, где закончится его жизнь.

Религиозные взгляды

Относительно вероисповедания Джемаля существует дискуссия. Так религиовед и исламовед Р. А. Силантьев и журналист Ю. Л. Латынина указывали, что Джемаль исповедовал ислам шиитского толка и был джафаритом. В то же время глава Всемирного форума татарской молодёжи Руслан Айсин 6 декабря 2016 года в связи с похоронами Джемаля заявлял следующее: «Его похоронили по-суннитски — он был суннитом, а вообще являлся противником разделения. Он считал, что платформа мусульман — это платформа объединения, и он всячески настаивал на этом. Его философия и методология были основаны на том, что мусульмане должны объединиться. Гейдар Джемаль говорил, что 73 существующих ныне течения к концу времен сольются воедино: в каждом течении будут частицы истины, которые со временем каплями вольются в ручей истины». В свою очередь бывший ученик Джемаля Вадим Сидоров (Харун Ар-Руси) в 2015 году в своей статье описывает его как дуалиста:

«Мироздание, Бытие, Творение – Джемаль использует в данном случае термин «Реальность» («Объективная Реальность») представляет собой проявление «Безличного Абсолюта», которое происходит по объективно заданным циклическим законам, известным жрецам языческих традиций. Так как Джемаль является радикальным дуалистом, в его оптике «творение» и «проявление» существуют параллельно. Бытийное, грубо говоря, физическое существование мира, по мнению Джемаля, является проявлением Абсолюта, но оно не является творением Аллаха, так как Абсолют для Джемаля это не Аллах, а противоположная ему «категория».»

Также порталом «Голос Ислама» сообщается о том, что Гейдар Джемаль догое время исповедовал шиитское течение, но в последние годы изменил своё мнение о нём:

Надо сказать, что в последние годы своей жизни Гейдар по милости Аллаха совершил резкий и непростой для него в моральном и интеллектуальном отношении поворот — к своей Умме, какова она есть и какова она была на протяжении ее истории. Будучи долгие годы не просто шиитом, а наиболее ярким и убедительным русскоязычным шиитом, он, осознав в разгар Джихада в Шаме, что шииты и шиизм превратились в силу, противостоящую собственно Исламу и Умме, сделал решительный выбор в пользу последних. Этот выбор был особенно ценен, учитывая то, что делался в тот момент, когда Гейдар уже знал, что тяжело болен и, возможно, осознавал, что его земной путь уже на исходе.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ