Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Дюпюи, Жюль

Дюпюи, Жюль

Инженеры

18 мая 1804 - 05 сентября 1866

французский инженер, механик и экономист, один из предшественников маржинализма


Жюль Дюпюи (фр. Arsne Jules-mile Juvenal Dupuit; 18 мая 1804, Фоссано, Италия — 5 сентября 1866, Париж) — французский инженер, механик и экономист, один из предшественников маржинализма.

Биография

Родился 18 мая 1804 г. в Италии (в то время оккупированной наполеоновскими войсками). Когда Жюлю было 10 лет, его семья переехала во Францию. В 1822 г. окончил Политехническую школу в Париже. Работая инженером, проектировал дорожные объекты и в 1843 г. получил за эту деятельность орден Почётного легиона.

Научная деятельность

Работы по механике

В 1830-е гг. Ж. Дюпюи провёл ряд экспериментов по определению сопротивления, испытываемого цилиндрическим катком радиуса R {\displaystyle R}   при его качении по горизонтальной плоскости. Обрабатывая эти данные, он в 1837 г. предложил формулу для силы трения качения, по которой она обратно пропорциональна  R {\displaystyle {\sqrt {R}}}  .  Затем последовала оживлённая и достаточно резкая дискуссия (1839—1841 гг.) между Дюпюи и другим французским механиком — А. Мореном, данные экспериментов которого убедительно подтверждали справедливость формулы Кулона (по ней сила трения качения обратно пропорциональна R {\displaystyle R}  ),  после чего работы Дюпюи по трению качения были надолго забыты.

Впрочем, в середине XX в. фундаментальные исследования Д. Тейбора (David Tabor) по теории трения качения привели к частичной реабилитации представлений Дюпюи. Оказалось, что для материалов с выраженной несовершенной упругостью (резина, дерево, отчасти — чугун), для деформирования которых характерен упругий гистерезис, формула Дюпюи обеспечивает лучшее совпадение с опытом, чем формула Кулона.

Занимался также подземной гидродинамикой, где исследовал дифференциальное уравнение, описывающее движение грунтовых вод.

Работы по экономике

В 1844 опубликовал статью «О мере полезности гражданских сооружений», где доказывал несостоятельность применявшегося в то время способа определения эффективности (полезности) хозяйственных мероприятий. В статье впервые был применён предельный анализ в экономике (после Тюнена и Курно). Впервые проанализировал излишек потребителя — ключевое понятие экономики благосостояния. Дюпюи опровергал представление о полезности гражданских сооружений (мостов, дорог) как сумме денежных поступлений от их эксплуатации.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ