Ромуальд Ромуальдович Иодко (21 ноября (3 декабря) 1894, Слуцк — 13 ноября 1974, Москва) — советский скульптор, профессор, заслуженный художник РСФСР (1968).
Биография
Родился 21 ноября (3 декабря) 1894 года в Слуцке Минской губернии, в польско-литовской семье евангелистов-реформаторов.
Дед Р. Р. Иодко по материнской линии Адам Дик был органистом евангелистского костела в Слуцке, а дед по отцовской линии — также Р. Р. Иодко — органистом Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и параллельно занимался настройкой органов, как в консерватории, так и в костелах Москвы.
Также он является одним из инициаторов и создателей в московской консерватории Научной музыкальной библиотеки им. С. И. Танеева, о чём сохранились архивные документы.
В будущем сам Ромуальд Ромуальдович-младший дружил с профессорами консерватории Александром Борисовичем Гольденвейзером и Александром Фёдоровичем Гёдике и часто общался с ними как в консерватории, так и на своих музыкальных вечерах в квартире на Беговой улице.
Впоследствии дочь Р. Р. Иодко — Маргарита Иодко в течение целого года брала у А. Ф. Гёдике уроки игры на органе.
В семье было пятеро детей — дочь и четыре сына.
Р. Р. Иодко в 1912 году оканчивает гимназию в Слуцке. В Аттестате зрелости указано, что он изучал русский, латинский, греческий, французский и немецкий языки. Кроме этого, он знал в совершенстве польский, литовский, белорусский и эсперанто. То есть в 18 лет Ромуальд Иодко владел 9 языками.
В 1912 году Ромуальд Иодко приезжает в Москву и поступает в Строгановское училище, где его учителем становится скульптор Николай Андреевич Андреев. Вместе с Н. А. Андреевым учителем Ромуальда Иодко в этот период был Сергей Семенович Алешин, с которым впоследствии они стали большими друзьями.
Р. Р. Иодко учится в Строгановском училище как художник-скульптор с 1912 года и заканчивает обучение в 1918 году.
В это время, по воспоминаниям учеников Р. Р. Иодко, он, необыкновенно любя музыку, взял на себя почетную обязанность сопровождать великих оперных актеров на карете от дома до театра и из театра до дома. Особенно часто ему приходилось встречать и провожать Антонину Васильевну Нежданову и Федора Ивановича Шаляпина.
Также в этом периоде его жизни имел место интересный факт, связанный с празднованием 300-летия Дома Романовых. Строгановское училище поручило тогда ещё студенту Иодко вырезать из дерева шкатулку, которая стала подарком от училища в дни юбилейных празднеств.
Уже в 1917—1918 гг. Р. Р. Иодко работает над двумя скульптурами Физкультурниц, которые устанавливаются перед зданием Института физкультуры по улице Большая Гороховская (ныне — Козакова), д. 22. При этом, Р. Р. Иодко был одним из инициаторов создания этого института. Главным инициатором создания Института физкультуры был Анатолий Васильевич Луначарский, с которым Р. Р. Иодко познакомился в 1918 году, а также Нарком здравоохранения Николай Александрович Семашко.
С 1919 по 1921 год Иодко — доброволец в рядах Красной Армии.
В 1921 году его как одаренного художника командируют в Высшие художественно-технические мастерские, где он учится до 1924 года. В этот период его учителем стал скульптор Борис Данилович Королев, который в свое время, как и Николай Андреев, был учеником Сергея Михайловича Волнухина.
В 1922 году, будучи ещё студентом, Р. Р. Иодко заинтересовался творчеством Айседоры Дункан (настоящее имя Дора Энжела Дункан) — американской танцовщицы-новатора, создавшей школу так называемого «свободного танца» на основе древнегреческого. Дункан ещё в 1904 году посетила с концертами города Санкт-Петербург и Москву, где познакомилась с Константином Сергеевичем Станиславским. В январе 1913 года она вновь приехала на гастроли в Россию, а в 1921 году Нарком Просвещения РСФСР А. В. Луначарский официально предложил ей открыть в Москве танцевальную школу. В октябре она знакомиться с Сергеем Есениным, в 1922 году они уже официально оформляют брак, а Р. Р. Иодко рисует акварелью в стиле школы «Мир искусств» танцующую Айседору Дункан, образом которой он в это время очень увлекся. В 1924 году по просьбе А. В. Луначарского скульптор создает её портрет с натуры (она позировала ему несколько раз) и в 1925 году показывает эту работу на выставке. Также в 1925 году Р. Р. Иодко участвует в конкурсе на лучший проект «Жертвам 1905 года» на Красной Пресне.