Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Клюев, Андрей Петрович: биография

Глава парламентского комитета по ТЭК (2002—2003)

В конце марта 2002 года Андрея Клюева избирают в парламент по мажоритарному округу № 46 (города Артёмовск, Лиман (город, Украина)Красный Лиман и Артёмовский район). В июне 2002 года он становится главой Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности и очень активно приступает к разработке законодательства по развитию этой отрасли. Новый председатель Комитета действительно весьма глубоко разбирался энергетике. С его подачи под эгидой Комитета Верховной Рады проводились различные «круглые столы», где обсуждались сложные вопросы отрасли, организовывались поездки парламентариев на проблемные объекты. Был подготовлен проект «Энергетической стратегии Украины до 2030 года», разработан ряд необходимых отраслевых законопроектов.

Например, Клюев организовал выездное заседание комитета с привлечением отраслевых экспертов на территории Чернобыльской АЭС для обсуждения мер, необходимых для ускорения решения проблем станции. Тогда ситуация на ЧАЭС находилась в плачевном состоянии: часть средств, выделенных международными донорами, была потрачена неэффективно, иностранные подрядчики не выполняли своих обязательств, а украинские власти не могли набраться смелости решать эти вопросы с чиновниками Еврокомиссии и ЕБРР. Необходимо было найти правильное решение по ускорению проектирования и начала строительства нового саркофага и над разрушенным после катастрофы 1986 года четвёртым блоком ЧАЭС и других объектов для выведения станции из эксплуатации. К примеру, эксперты обратили внимание на некорректность экспертиз и процедур принятия решений по проектированию временного хранилища отработанного ядерного топлива (ХОЯТ-2). В 2006 году заместитель главы Комитета ВР по вопросам ТЭК Андрей Деркач заявил изданию «Эксперт»:

«Мы тогда неоднократно обращались к президенту, в Кабмин, Минтопэнерго и прокуратуру, но никаких действий так и не последовало».

За последующие годы именно Клюев сделает очень много для того, чтобы проблемы с иностранными партнерами были решены, дополнительные средства были собраны, а реальное строительство началось. Клюев уже тогда отстаивал важность комплексного стратегического развития ТЭК. В конце 2002 года Клюев так говорил об этом в интервью «Галицким контрактам»:

«Основная задача — реальная энергетическая стратегия. Мы должны найти баланс — сколько нужно производить тепловой электроэнергии, чтобы можно было обеспечивать собственное потребление собственным углем. Сегодня имеем 52 % отечественных мощностей, которые фактически простаивают. Как их использовать? Можно отдать приоритет только атомной энергетике, но эта отрасль не может работать самостоятельно — так или иначе 70 % ядерного топлива придется завозить из-за пределов страны. Опять же, проблема ядерных отходов. Нельзя предпочесть и исключительно тепловую энергетику, но она связана с угольной промышленностью, а полноценная работа угольщиков — работа и угольного машиностроения, и металлургии. Будущее за тем, чтобы Украина стала работать в параллельном режиме с Западной Европой. Для этого нужно выводить наши электростанции на соответствующий технический уровень и завоевывать новые рынки сбыта».

Клюев принимал участие в реформировании системы расчетов на рынке электроэнергии Украины — сначала как руководитель профильного парламентского комитета он участвовал в работе Межведомственной комиссии, которую создали для начала реформы ещё в 2002 году. Клюев начал реализацию наработок комиссии уже на должности вице-премьер-министра. В результате реформы была налажена модель работы «Энергорынка», которая, по сути, до сих пор работает как часы, обеспечивая 100 % оплату потребленной электроэнергии. На тот момент это было значительным шагом вперед. Надо напомнить, что к 2003 году ситуация в ТЭК была ещё очень сложной. По данным аналитиков, на тот момент долги энергопоставляющих компаний государственному предприятию «Энергорынок» и долги «Энергорынка» компаниям — производителям электроэнергии составляли около 20 млрд грн. Задолженность возникла в 1995—2003 годах из-за неполной оплаты энергопоставляющими компаниями купленной на оптовом рынке электроэнергии. Государству на тот момент принадлежало 15 из 27 облэнерго. Их плохое техническое состояние приводило к потерям электроэнергии, составляющим в некоторых компаниях от 20 % до 30 % от объёма её передачи. В результате этой работы были разделены виды деятельности в электроэнергетике: производство (электростанции), передача (высоковольтные линии — «Укрэнерго») и поставки (облэнерго). Была создана прозрачная система функционирования энергорынка, как в части объёмов купли-продажи электроэнергии, так и формирования цен и платежей и возможностей для контроля. Было свернуто огромное количество коррупционных схем, практически ушли неплатежи, значительно усовершенствована система лицензирования в отрасли, созданы основы для контроля выполнения инвестобязательств приватизированных облэнерго, что обеспечило возможности государства влиять на развитие единой энергосистемы Украины. 8 октября 2002 года, выступая в Верховной Раде, Андрей Клюев перечислил основные задачи, стоящие перед Украиной в сфере ТЭК: стимулирование энергосбережения, диверсификация источников импортируемых энергоносителей; укрепление энергетической независимости путём рационализации использования собственных энергоносителей и оптимизации структуры потребляемой первичной энергии. Проще говоря, речь шла о частичном уходе от импортного газа в сторону отечественного угля и других источников энергии. Клюев также обращал внимание на недостаточное развитие геологоразведки и качественного развития собственных нефтяных и газовых месторождений.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ