Александр Фёдорович Малинин (29 января (10 февраля) 1835 — 24 февраля (7 марта) 1888) — известный русский педагог. Отец А. А. Малинина.
Биография
Сын штатного смотрителя 3-го московского уездного училища, (позже 2-го городского, у Красных ворот), он родился в здании этого училища и здесь же получил первоначальное образование. Кроме него в семье было ещё три брата и две сестры. Затем обучался во 2-й Московской гимназии, но по смерти отца был переведен пансионером в 1-ю Московскую гимназию, где и окончил курс с золотой медалью (1850). В гимназии Малинин особенно успешно занимался древними языками и потому собирался посвятить себя филологическим занятиям, но под влиянием профессора Перевощикова, поступил на физико-математический факультет Московского университета, на котором в 1854 году окончил курс и был награждён золотой медалью за лучшее сочинение на предложенную факультетом тему. Стремление к филологическим занятиям осталось у Александра Федоровича на всю остальную жизнь и не дало ему сделаться односторонним специалистом. Он всегда интересовался преподаванием классических языков, в совершенстве знал грамматику родного языка и следил за всеми явлениями в этой области.
Педагогическая деятельность
Педагогическую деятельность Малинин начал учителем математики и физики в Тверской гимназии, а затем в течение 14 лет (1856—1870) занимал ту же должность в 4-й Московской гимназии. Здесь он скоро приобрёл вполне заслуженную известность лучшего преподавателя по своей специальности и преподавал в разных учебных заведениях (в 1-й Московской Военной гимназии, Межевом институте и проч.) и в частных домах.
После четырнадцатилетней службы в 4-й Московской гимназии А. Ф. Малинин был назначен директором Тульской гимназии (1870), но уже через два года возвратился в Москву, чтобы принять на себя основание и ведение Московского учительского института, директором которого он и состоял в течение 16 лет до своей внезапной кончины.
В решении учебно-воспитательных вопросов Малинин руководствовался коллегиальным принципом. Это непосредственно вытекало из его сердечного и чуткого отношения к преподавателям, терпимого отношения к чужим взглядам. Малинин хорошо понимал, что от педагогического такта преподавателя зависит и хорошая дисциплина, и успех в воспитании и обучении. Он сам обладал этим тактом и стремился прививать его преподавателям института.
Учительскому институту Малинин посвятил себя в пору полного расцвета своих сил, приобретя предыдущей деятельностью необходимый в таком серьёзном деле педагогический опыт. Учительский Институт обязан Александру Фёдоровичу не только своим устройством, но и направлением всей своей деятельности. Под его руководством Институт дал более 300 учителей для городских училищ.
Похоронен А. Ф. Малинин был на кладбище Ново-Алексеевского монастыря в Москве.
Я. И. Вейнберг в прощальной речи говорил о А. Ф. Малинине:
Нравственная связь, соединявшая воспитанников института с уважаемым и любимым директором не прерывалась и по выходу из заведения. Редкий из бывших воспитанников не просил советов и указаний у Александра Фёдоровича и никому от него не было отказа. Воспитанники Учительского Института … сознавали, что земля скроет от них человека, искренне желавшего им добра; они чувствовали, что лишаются в нем не только начальника, но и друга, который с любовью следил и за институтской их жизнью, и за судьбой их вне заведения. |
Другой преподаватель, К. А. Козьмин отмечал, что «он имел то, что было согласно с истыми, основными началами нашего русского духа».
Учебно-литературная деятельность
По отношению к общей постановке учебного дела в России, учебно-литературная деятельность Малинина представляется чуть ли не самой важной и благотворной. Как выдающегося преподавателя и, впоследствии, как директора учительского института, А. Ф. Малинина знала одна Москва и Московский учебный округ, а как автора популярных учебников и руководств, можно без преувеличения сказать, знала вся грамотная Россия. Когда Малинин начинал свою литературную деятельность (1860-е годы), в учебном деле совершался коренной переворот: от сухого догматического преподавания начинали переходить к более живому и приноровлённому к пониманию учащимися изложению. Что касается математики, прежде ограничивались изложением только теории, не всегда во всей своей строгости доступной учащимся, теперь же начали обращать внимание на разъяснение теории и самой по себе, и в приложении к решению различных вопросов. При этом, как и во всяком новом деле, не обошлось без преувеличений и ошибок: на место научных разъяснений часто ставили произвольные личные толкования, придумывали особые способы преподавания и задерживали учащихся на разъяснении вопросов, которые по существу своему разъяснению не подлежали. Значительная доля в этом перевороте принадлежит Александру Федоровичу; но он сумел избежать большей части перечисленных ошибок и увлечений.