Михаил Викторович Молочников (род. 1963, Москва) — российский художник.
Биография
В 1984 году окончил Московский архитектурный техникум. С 2004 член Немецкого союза художников ВВК. Является одним из основателей и участников Группы МТМ, совместно с которой осуществляет проекты в жанре «книга художника». Живёт и работает в Берлине и в Москве.
Работы находятся в собраниях
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.
- Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.
- Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва, Россия.
- Государственная Калининградская художественная галерея, Калининград, Россия.
- Kolodzei Art Foundation, NY, USA.
- Special Collections Librarian, Joan Flasch Artists' Book Collection, Chicago, USA.
- The State Museum-Kupferstichkabinett, Berlin, Germany.
- Государственная библиотека им. Ленина, Москва, Россия.
- The Alexandria library, Alexandria, Egypt.
- Государственный центр современного искусства, Москва, Россия.
- Ford fund, USA.
- Reinhard Grner, Munich, Germany.
- Museum MOCA (Museum of Contemporary Art), Skopje, Macedonia.
- Gutenberg-Museum, Mainz, Germany.
- Julia Vermes Collektion, Basel, Switzerland.
- Музей «АРТ 4», Москва, Россия.
- Коллекция Бориса Фридмана, Москва, Россия.
- Коллекция Михаила Каминского, Москва, Россия.
- Nadja Brykina Gallery, Zurich, Switzerland.
- Михаил Карминский, Франкфурт, Германия.
- Коллекция Дома абстрактной живописи KollerArtHouse.
Критика
- «Заканчивается 20-е столетие. Hаступает вечерение мира, образование в его сумерках множества тайных, интимных духовных миров. Искусство окутывается тайной, приобретает потустороннее зрение. „Сова Минервы вылетает в сумерки“, — любил повторять Гегель. Немногим художникам удается выразить это уникальное состояние времени, когда исчерпывается историческая идея и расцветает метафизичесая, когда исчезает прожорливая гусеница цивилизации и неожиданно выпархивает её бессмертная душа — культура. Творчество Михаила Молочникова принадлежит этой уникальной фазе истории, этой сфере прозрения, когда заостряется метафизическая чувствительность к последним вопросам бытия. Отсюда и его внутренние искания — гностицизм и герметизм, магия и метафизика, органичное сближение неопифагорейства с искусством дзэн и тантризмом. Собственно саму жизнь художника невозможно отделить от его творчества — она не менее загадочна, чем его искусство и полна таинственных знаков и мистических происшествий — как бы слепок с его сакральных масок и лабиринтных структур. Созерцая картину мира, он ищет опору в доренессансных культурах, когда оптическое и дистанцированное восприятие мира не являлось верховным арбитром. „Мы — существа незримые“, — вслед за Метерлинком повторяет Михаил Молочников. Композиции художника хранят в себе мир зазеркалья, и достаточно сделать шаг, чтобы очутиться с обратной стороны реальности, в мире духовных и таинственных сущностей, сопричастных миру Борхеса и Набокова. Его инструментарий включает в себя сны, свободные ассоциации, высвечивание фундаментальных слоев подсознания, вторжение в самые заповедные глубинные сферы психического. Встает подлинная всеобщность образов, получающая иногда вселенскую масштабность, генерируя образы мандалы. Отсюда и „праздничное безумие“ художника, и парадоксы, и вызывающая эксцентричность, срифмованная с медитативностью, и непокорная насмешливая игровая свобода, что опрокидывает все нормы и правила. Безусловно, эта художественная система связана стилистически с постмодернизмом, его „магической“ линией, рационализацией иррациональных сил. Она актуализирована ситуацией, когда предчувствуются коренные изменения, когда нарушаются устойчивые жизненные уклады и происходит глубокие сдвиги, как сегодня в России. Однако, в отличие от многих своих современников, Михаил Молочников не прикован к ситуации, замкнутой определенными датами. В его работах далекая, в сущности, временная перспектива. Это поэтика вечных и неизменных начал жизни, проходящих, как катарсис, через хаос и алогичность, ведущая в конечном счете к глубоко положительным и конструктивным результатам. Какую информацию сообщают композиции Михаила Молочникова? Заглядывая в будущее, мы, современники мастера, задаем вопрос, смогут ли наши потомки в зеркале его книг, масок, лабиринтов, ширм получить представление о людях нашего времени и о нашей жизни ? Очевидно, это будет совершенно особая информация — о том, как люди видели себя изнутри, об их сомнениях и страхах, об их предчувствиях и самопредостережениях, об их самоиронии, и об их вере в устойчивые ценности» — Виталий Пацюков.