Артём Вячеславович Овчаренко (31 декабря 1986, Днепропетровск, СССР) — российский артист балета, премьер Большого театра.
Биография
Пришёл в балет в 11 лет. Начальное хореографическое образование получил в Днепропетровской государственной хореографической школе. В 17 лет поступил в Московскую государственную академию хореографии (педагог А. И. Бондаренко). В академии танцевал все сольные партии в балетных спектаклях. Участвовал в гастролях академии в США, Греции, Германии, Китае и других странах.
В 2007 году по окончании МГАХ был принят в труппу Большого театра в кордебалет. Репетировал под руководством Н. М. Цискаридзе. Уже через год танцевал главную партию в балете «Щелкунчик». С 2009 года педагогом-репетитором является народный артист СССР Н. Б. Фадеечев.
Репертуар Артема Овчаренко охватывает большинство романтических партий балетной классики, таких как Ромео, принц-Щелкунчик и принц Зигфрид, а также ведущие партии в неоклассических постановках, включая «Аполлон мусагет» и «Бриллианты» Джорджа Баланчина, «Онегина» Джона Кранко и «Даму с камелиями» Джона Ноймайера. С успехом танцует и в современных балетах на сцене Большого театра — например, в «Хроме» Уэйна МакГрегора, «Классической симфонии» Юрия Посохова, «Укрощении строптивой» Жана-Кристофа Майо и др.
Участвовал в гастролях Большого театра в Азии, Европе и Америке, а также танцевал в качестве приглашенной звезды на сценах выдающихся международных компаний, включая театры Берлина, Мюнхена, Гамбурга, Монте-Карло, Гонконга и др. Овчаренко принимает участие и в различных международных фестивалях и гала-концертах, регулярно задействован в отечественных культурных проектах.
Принимал участие в ряде престижных балетных конкурсов. Уже в 2006 году завоевал золото в «Танцевальном Олимпе» в Берлине, а в 2008 году побеждает в конкурсе «Арабеск» в Перми. В 2009 году стал первым исполнителем партии Эдгара в балете Владимира Васильева «Заклятие рода Эшеров» на музыку Гордона Гетти (премьера прошла в рамках Большого фестиваля Российского национального оркестра, на сцене Большого театра), тогда же Артем становится обладателем Специальной премии «Лучшему партнеру» Международного конкурса артистов балета и награждается призом «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда». В 2010 году принимает участие в Международном фестивале «Звезды мирового балета» в Донецке. В 2011 году вместе с солисткой Большого театра Анной Тихомировой выступает на закрытии VIII Конгресса Всемирной федерации клубов и обществ ЮНЕСКО в Ханое. В 2012 году Артем и Анна побеждают в телеконкурсе канала «Россия – Культура».
В январе 2013 присвоен высший балетный ранг — премьер.
Творчество
Репертуар
2007
- «Чиполлино», балетмейстер Генрих Майоров — Полицейский
- «Щелкунчик», балетмейстер Юрий Григорович — Французская кукла
2008
- «Класс-концерт», хореография Асафа Мессерера — Солист
- «Дочь фараона», балетмейстер Пьер Лакотт — Рыбак
- «Спящая красавица», хореография Мариуса Петипа, редакция Юрия Григоровича — Голубая птица
- «Щелкунчик», балетмейстер Юрий Григорович — Щелкунчик-принц
- «Симфония до мажор», хореография Джорджа Баланчина — Солист III части
Для него танец — зов души, благородной и мужественной. Танец-восторг перед жизнью и могуществом сцены. Естественность и скромность — два понятия, характеризующие сценическое бытие Овчаренко, который не стремится во что бы то ни стало понравиться, отказывается от всякой мишуры и танцует без аффектации. Оставаясь самим собой, но и покоряясь требованиям роли, он высекает ту искру, что превращает ремесло в искусство
2009
- «Коппелия», хореография Мариуса Петипа и Энрико Чеккетти, редакция Сергея Вихарева — Франц
- «Раймонда», хореография Мариуса Петипа, редакция Юрия Григоровича — Гран па
- «Сильфида», хореография Августа Бурнонвиля, редакция Йохана Кобборга — Джеймс
- «Чиполлино», балетмейстер Генрих Майоров — Граф Вишенка
- «Эсмеральда», хореография Мариуса Петипа, постановка и новая хореография Юрия Бурлаки и Василия Медведева — Альбер — первый исполнитель
- «Эсмеральда», хореография Мариуса Петипа, постановка и новая хореография Юрия Бурлаки и Василия Медведева — Феб