Наталья Петровна Осипова (род. 18 мая 1986, Москва) — российская артистка балета, прима-балерина Михайловского театра и Лондонского Королевского балета.
Биография
С пятилетнего возраста занималась спортивной гимнастикой, но в 1993 году получила травму, и занятия спортом пришлось прекратить. Тренеры порекомендовали родителям отдать дочь в балет. Обучалась в Московской государственной академии хореографии (класс ректора Марины Леоновой). После окончания в 2004 году вошла в балетную труппу Большого театра, дебютировав 24 сентября 2004 года. C 18 октября 2008 года — ведущая солистка, с 1 мая 2010 года — прима-балерина Большого театра. Репетировала под руководством народной артистки СССР Марины Кондратьевой.
В 2007 году на гастролях Большого театра в Лондоне на сцене театра Ковент Гарден балерина была тепло встречена британской публикой и получила Британскую Национальную премию в области танца, присуждаемую Сообществом критиков (Critics' Circle National Dance Awards) за 2007 год — как лучшая балерина в разделе «классический балет».
В 2009 году, по рекомендации Нины Ананиашвили, стала приглашённой балериной Американского балетного театра (Нью-Йорк), выступив на сцене нью-йоркской Метрополитен-опера в заглавных партиях балетов «Жизель» и «Сильфида»; в 2010 году вновь принимала участие в спектаклях АБТ на сцене Метрополитен-оперы в партиях Китри в балете «Дон Кихот», Джульетты в балете «Ромео и Джульетта» Прокофьева (хореография К. МакМиллана), Авроры в «Спящей красавице» Чайковского (постановка К. МакКензи; партнер Дэвид Холберг).
В 2010 году состоялись дебюты в Гранд Опера (Клара в «Щелкунчике», Балерина в «Петрушке») и Ла Скала (Китри в «Дон Кихоте»), выступление в Лондонской королевской опере (Медора в «Корсаре»).
В 2011 году исполнила партию Катарины в балете «Укрощение строптивой» на музыку Д. Скарлатти (хореография Дж. Крэнко) с балетом Баварской государственной оперы. Дважды принимала участие в международном балетном фестивале «Мариинский», исполнив партии Китри в балете «Дон Кихот» и Жизели в одноименном балете.
С 1 декабря 2011 года — прима-балерина Михайловского театра.
С декабря 2012 года — приглашенная солистка Лондонского Королевского балета, станцевав в этом качестве три «Лебединых озера» с Карлосом Акостой. В том же октябре она — единственная приглашенная балерина среди штатных артистов Королевской труппы — участвовала в гала-концерте в честь бриллиантового юбилея королевы Елизаветы II.
В настоящее время вместе является прима-балериной American ballet theatre .
В апреле 2013 года Наталья Осипова заключила постоянный контракт с лондонским Royal Ballet .
Репертуар
Большой театр
- Вставное па-де-де, «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
- Нэнси, «Сильфида» Х. С. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. М. фон Розен
- одиннадцатый вальс, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина
- Испанская кукла, «Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича
- Горчичное зерно, «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди и Д. Лигети в постановке Дж. Ноймайера
- Испанская невеста, «Лебединое озеро» П. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича (использована хореография М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского)
- солистка, «Пассакалия» на музыку А. Веберна, хореография Р. Пети
- машинистки, «Болт» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского
- четыре дриады, I вариация в Гран-па, «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева
- Золушка, «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
- Легкомыслие, «Предзнаменования» на музыку П. Чайковского, хореография Л. Мясина
- Солистка канкана, «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха в обработке М. Розенталя, хореография Л. Мясина
- Китри, «Дон Кихот»
- солистка III части, «Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина
- II вариация в картине «Тени», «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
- солистка, «Игра в карты» И. Стравинского, хореография А. Ратманского
- солисты вальса, Осень, «Золушка» С. Прокофьева, хореография Ю. Посохова, режиссёр Ю. Борисов
- Рамзея, Аспиччия, «Дочь фараона» Ц. Пуни, хореография П. Лакотта
- Манька Фарт, «Болт» Д. Шостаковича, хореография А. Ратманского
- Гамзатти, «Баядерка» (дебют состоялся на гастролях театра в Монте-Карло)
- солистка, «Серенада» на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Баланчина
- солистка, «В комнате наверху» Ф. Гласса, хореография Т. Тарп
- Классическая танцовщица, «Светлый ручей» Д. Шостаковича, хореография А. Ратманского
- «Средний дуэт» на музыку Ю. Ханона, хореография А. Ратманского
- солистка, «Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера
- Одалиска, «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки
- Жизель, «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
- Сильфида, «Сильфида» Х. С. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Й. Кобборга
- Медора, «Корсар», хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки
- Жанна, «Пламя Парижа» Б. Асафьева, хореография А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена
- пара в красном, «Русские сезоны» на музыку Л. Десятникова, хореография А. Ратманского
- вариация, Гран-па из балета «Пахита», хореография М. Петипа, редакция Ю. Бурлаки
- Сванильда, «Коппелия» Л. Делиба, хореография М. Петипа и Э. Чекетти, редакция С. Вихарева
- Никия, «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, редакция Ю. Григоровича
- Эсмеральда, «Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, А. Вагановой, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки, В. Медведева
- солистка**, «Рубины» на музыку И. Стравинского, хореография Дж. Баланчина
- па-де-де, «Herman Schmerman» Т. Виллемса, хореография У. Форсайта
- Корали*, «Утраченные иллюзии» Л. Десятникова, хореография А. Ратманского