Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Селихов, Андрей Фёдорович

Селихов, Андрей Фёдорович

Инженеры

04 июля 1928 - 10 августа 1991

советский механик, специалист по прочности авиаконструкций


Андрей Фёдорович Селихов (4 июля 1928, Москва — 10 августа 1991, Жуковский (Московская область)) — советский механик, специалист по прочности авиаконструкций. Доктор технических наук, член-корреспондент АН СССР (с 1987). Лауреат Государственной премии СССР (1976), Ленинской премии (1981). Награждён орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалями.

Биография и научная деятельность

Андрей Селихов родился в 1928 в Москве. В 1951 oкончил Московский авиационный институт. Работал в Центральном аэрогидродинамическом институте (с 1970 — заместитель начальника по прочности). С 1971 преподавал в Московском физико-техническом институте (с 1980 - заведующий кафедрой). С 1987 — заместитель директора межведомственного научно-технического комплекса «Надёжность машин».

Стоял у истоков школы ЦАГИ по изучению усталости и ресурса конструкций. Участвовал в создании космического корабля «Буран». Автор работ по прочности, надёжности, ресурсу и эксплуатационной живучести летательных аппаратов.

Профессиональное сообщество обмечало большой личный вклад А.Ф.Селихова в в разработку вероятностных моделей сопротивления усталости и разрушению, в развитие теории и системного анализа надежности и безопасности машин и конструкций повышенной ответственности.

Решением Общего собрания Академии наук СССР от 23 декабря 1987 г. А.Ф. Селихов был избран членом-коррес­пондентом АН СССР (отделение проблем машиностроения, механики и процессов управления).

А.Ф. Селихов скончался после тяжелой болезни в 1991 году. Похоронен на Быковском кладбище в Жуковском.

Создание испытательных центров авиатехники

В 1970-е годы Андрей Фёдорович Селихов реализовал академические знания прочности летательных аппаратов в создании испытательных центров, проверявших надежность авиационных конструкций на практике, имитируя условия полета на земле. Проблема организации подобных испытаний возникла при разработке первого советского широкофюзеляжного самолета Ил-86, для чего требовалось многоканальное оборудование для имитации полетных нагрузок на испытательном стенде, выпускавшееся только за рубежом. Поскольку разработку самолетов курировало Министерство авиационной промышленности, подпадавшее под тогдашнее американское эмбарго на поставки техники так называемого двойного назначения (то есть для использования как в мирных, так и в военных целях), было принято предложение поручить закупку испытательного оборудования структуре из стопроцентно мирного Министерства гражданской авиации и установить оборудование в Рижском межотраслевом научно-исследовательском центре Гражданской авиации. В Риге для этого было создано отделение прочности летательных аппаратов (впоследствии — Aviatest), которое возглавил руководитель сектора Рижского межотраслевого центра, кандидат технических наук А. Б. Милов.

Идею поддержал министр гражданской авиации Борис Павлович Бугаев, поэтому в кратчайшие сроки была создана новая лаборатория натурных стендовых испытаний авиатехники, с первоначальным штатом в 30 человек, и оформлена заявкя на приобретение американского оборудования.

Испытания техники в Риге начались с самолета Як-40, снятого с эксплуатации — по мысли Селихова, авиационную технику следовало проверять не только в процессе разработки, но и в ходе эксплуатации. В первом случае — чтобы точно назначить ресурс, во втором — чтобы оценить влияния условий эксплуатации, выявить слабые места конструкции, устранить их в ходе капитального ремонта и продлить ресурс для дальнейшего использования авиационной техники в народном хозяйстве. Оказалось, что советские самолеты и вертолеты были разработаны и выполнены с такой надежностью, что нормативный срок эксплуатации, заложенный конструкторскими бюро, можно было неоднократно увеличивать. Это подтвердилось и международной статистикой, и признанием авторитетных экспертов ICAO (International Civil Aviation Organization, Международная организация гражданской авиации).

В соответствии с планом прошел испытания в Риге и самолет Ил-86, 22 декабря 1976 года совершивший свой первый полет. В декабре 1980 года самолет получил Сертификат летной годности. Ил-86 признан самой надежной советской машиной гражданской авиации.

Рижская лаборатория натурных стендовых испытаний авиатехники в 1980-е годы развернула производство стендового оборудования самостоятельно. Им были оснащены созданные при авиационных заводах испытательные центры.

Испытания «Бурана»

В феврале 1976 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании многоразовой транспортной космической системы «Энергия-Буран» на основе проектных исследований, начатых в 1975 году в НПО «Энергия» под руководством академика В. П. Глушко. Исследования теплозащиты «Бурана» возглавил А. Ф. Селихов, для чего была построена натурная тепло-прочностная вакуумная камера ТПВК диаметром 14 метров и длиной 30 метров. С помощью проведенных работы решены проблемы акустической прочности, построения алгоритмов автоматической системы управления и многие другие.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ