Карл Эмиль Сишор (англ. Carl Emil Seashore; 28 января 1866, Мёрлунда — 16 октября 1949, Льюистон (Айдахо) — американский психолог, один из основоположников тестологии музыкальных способностей.
Биография
Детство и юность
Карл Эмиль Сишор родился 28-го января 1866 года в Мёрлунде — небольшом городке на юго-востоке Швеции в семье фермеров Эмили Шарлотты Борг и Карла Густава Шёстранда. Фамилия «Шёстранд» (швед. Sjostrand) по-шведски означает «морской берег» — по-английски это же словосочетание звучит как «Сишор» (англ. seashore). У американцев произнесение шведской фамилии вызывало значительные трудности, поэтому дядя Карла, эмигрировавший в США раньше остальных Шёстрандов, адаптировал её для местного населения.
В 1870 году семья эмигрировала в США и поселилась в небольшой фермерской общине в округе Бун, штат Айова, где отец Карла приобрёл 80 акров земли и организовал ферму.
Карл, двое его братьев и две сестры получили начальное образование на дому. Как и прочие члены общины они говорили и читали по-шведски. Когда Карлу исполнилось 8 лет, он начал ходить в школу, которую организовал и возглавлял его отец. По окончании школы в 1882 году Карл трудился на отцовской ферме, а кроме того преподавал в местных школах.
Университет и первые научные исследования
В 1891 году Сишор окончил Колледж Густава Адольфа в Сент-Питере, штат Миннесота, где изучал математику, музыку, иностранные языки и литературу. Сишор прекрасно учился, пел в хоре, играл на различных музыкальных инструментах. Темой своей выпускной речи по окончании колледжа он избрал силу музыки как средства выражения чувств. В 1895 году окончил Йельский университет. Сишор первым среди выпускников факультета психологии Йельского университета получил степень доктора философии, защитив диссертацию о роли торможения в процессе научения.
Ещё во время учёбы Сишор начал работать в психологической лаборатории при Йельском университете, где учился вместе с Д. Т. Лэддом и С. Т. Скрипчером. Там он овладел разными экспериментальными методами, психологической статистикой и методами измерения, освоил также преобладавшую в то время структурную психологию Эдварда Титченера, систематический подход которого определил его мышление.
В 1897 году Сишор был назначен директором психологической лаборатории при Университете Айовы, где продолжил экспериментальные исследования, в том числе в области психологии музыки.
Научная деятельность
В течение многих лет Сишор вел экспериментальные исследования в области психологии музыки. Его теория музыкальных способностей была названа «теорией особенностей»: он полагал, что нет такого явления, как музыкальный талант вообще, и считал, что музыкальные склонности складываются из ряда особенностей, которые являются врождёнными и не подвержены влиянию обстоятельств. На основе своей теории Сишор разработал первый стандартный тест — «Шкалу музыкального таланта», и ещё ряд тестов, которые должны определить у людей наличие тех или иных способностей и в зависимости от этого установить, насколько человек чувствителен в отношении восприятия музыки и необходимо ли ему в дальнейшем заниматься ей. Кому-то, по его мнению, такие занятия были абсолютно противопоказаны, так как у тех не было врождённой склонности к восприятию музыки.
Система Сишора основывается на том, что основное значение для музыкального таланта имеют простейшие сенсорные способности, то есть способности улавливать мелкие разницы в высоте, интенсивности и продолжительности звуков.
Учёный выделял 25 музыкальных способностей:
- Чувство высоты звука
- Чувство интенсивности звука
- Чувство времени
- Чувство протяжённости звука
- Чувство ритма
- Чувство тембра
- Чувство консонанса
- Чувство объёмности звука
- Контроль высоты
- Контроль интенсивности
- Контроль времени
- Контроль ритма
- Контроль тембра
- Контроль объёмности звука
- Слуховые представления
- Двигательные представления
- Творческое воображение
- Объем памяти
- Способность к обучению
- Свободные музыкальные ассоциации
- Способность к музыкальной рефлексии
- Общая умственная одарённость
- Музыкальный вкус
- Эмоциональная реакция на музыку
- Способность эмоционально выражать себя в музыке.