Слободчиков, Виктор Иванович: биография
Дальнейшие научные исследования В. И. Слободчикова были связаны с изучением вопросов сознания, рефлексии, развития субъективной реальности, внутреннего мира человека, периодизации и диагностики психического развития, организации психологических служб, проектирования систем развивающего общего, высшего и последипломного образования.
Итоги были обобщены в докторской диссертации: «Становление и развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования)» (1994).
С середины 1990-х гг. под руководством Слободчикова разрабатывается новое научное направление — основы психологической антропологии, подготовлены и изданы базовые учебные пособия по психологическому образованию в гуманитарных вузах.
Слободчиков является также организатором практико-ориентированных, комплексных исследований в гуманитарной сфере. В настоящее время он федеральный эксперт и куратор Мегапроекта «Развитие образования в России», программы модернизации российского образования. Участвовал в разработке программы «Столичное образование», внедрение которой финансировал мэр Москвы Лужков. Уже осуществлены 3 версии этой программы.
Основные работы
Многие научные работы изданы в Болгарии, Германии, США, в ряде испаноязычных стран.
- «Психология человека» / в соавт., 1995; 2-е изд., 2013.
- «Психология развития человека» / в соавт., 2000; 2-е изд., 2013.
- «Психология образования человека», 2013.
- Методы изучения синтезирующей функции сознания, М., 1975;
- Вопросы теории и диагностики психического развития, М., 1982;
- Психологические проблемы становления внутреннего мира человека, М., 1986;
- Категория возраста в психологии и педагогике развития, М., 1991;
- в соавт.; «Антропологический принцип в психологии развития», М., 1998,
- в соавт.; «Деятельность как антропологическая категория», М., 2001;
- «Очерки психологии образования», Биробиджан, 2002.
- «Основы психологической антропологии» (в 3-х томах, в соавторстве), М., 1995, 2000, 2013.
- «Антропологическая перспектива отечественного образования», Екатеринбург, 2009, 2-е изд. 2010.
- в соавт.; «Введение в антропологию образования», Биробиджан, 2012.
- в соавт.; «Ключевые категории мышления профессионального педагога», М., 2013.
- в соавт. «Научно-технологические уклады и подходы в профессиональном образовании», М., 2014.
- Петровский А. В., Слободчиков В. И., Бим-Бад Б. М., Громыко Ю. В. Задачи и направления перестройки педагогической науки// Вопросы психологии 1988. № 2, с.14.
- Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии, 1996. № 5. С. 38-50.
- Список статей В. И. Слободчикова на сетевой странице журнала «Вопросы психологии».
Интересные факты
В. И. Слободчиков
- Входит в комиссию «Лучшие школы России»
- В 2003 Слободчиков совместно с сотрудницей Института развития дошкольного образования, доктором психологических наук Верой Абраменковой провёл научную экспертизу Хеллоуина, ознакомившись с которой, Департамент образования города Москвы рекомендовал директорам московских школ воздержаться от проведения мероприятий, приуроченных к этому «празднику». За это в январе 2005 награждён орденом РПЦ преподобного Сергия Радонежского (Абраменкова — орденом св. Ольги).
- В 2011 резко критиковал проект закона «Об образовании в Российской Федерации» с религиозно-патриотических позиций.
- Один из разработчиков христианской психологии.
- Сопредседатель Международного научно-экспертного совета по духовно-нравственной безопасности при Российском институте стратегических исследований.
Награды
Виктор Иванович Слободчиков награждён:
- Медалью К. Д. Ушинского (1995);
- Орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени (2004).
Семья
Жена — Вера Григорьевна Щур, редактор журнала «Вопросы психологии».