Авдотья Андреевна Смирнова (также известна как Дуня Смирнова; род. 29 июня 1969, Москва) — сценарист, кинорежиссёр, телеведущая, публицист.
Биография
Дуня Смирнова родилась 29 июня 1969 года в Москве в семье актрисы Натальи Владимировны Рудной и режиссёра Андрея Смирнова. Внучка писателя Сергея Смирнова. С ранних лет она полагала, что представляясь Дуней, может произвести неблагоприятное впечатление, потому, по собственным признаниям, она иногда представляется именами Кристина и Анжела.
Интересуясь кинематографом и публицистикой, Авдотья хотела поступить на сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Однако отец категорически возражал. Она поступила на филологический факультет МГУ, а затем перешла на отделение театроведения ГИТИСа, но не закончила высшее образование.
С 1987 по 1988 год Авдотья работала редактором в творческом объединении Сергея Соловьёва «Круг» на киностудии «Мосфильм». Выступала с андеграундной музыкальной группой «Тупые». Сотрудничала с самиздатовским журналом «Урлайт».
В 1989 году переехала в Санкт-Петербург. Была арт-менеджером культурного общества «А—Я», организовывала выставки современного изобразительного искусства, составляла коллекцию живописи банка «Петровский».
С 1995 по 1996 год являлась директором Питерского отделения ИД «Коммерсантъ», позднее — выпускающим редактором. С 1997 по 1998 годы работала обозревателем в журнале «Столица». В разные годы публиковалась в журналах «Афиша», «Сеанс», «Vogue», в газетах «Русский телеграф», «Московские новости» и других. В 2007 году вышел сборник «С мороза», который включает статьи и книжные рецензии, опубликованные в этих газетах и журналах с 1997 по 2003 год.
В 2012 года Авдотья Смирнова стала учредителем Фонда «Выход», занимающегося содействием решению проблем аутизма в России.
Кинематографическая карьера
Сценарист
Переехав в Санкт-Петербург в 1989 году, Дуня Смирнова работала на телевидении, делала собственную, не пользовавшуюся успехом, программу. Познакомилась с режиссёром Алексеем Учителем, который в то время работал на Ленинградской студии документальных фильмов. В соавторстве с ним был написан сценарий документального фильма «Последний герой» (1992), посвящённый памяти Виктора Цоя, погибшего в 1990 году. В 1993 году была снята ещё одна документальная картина с Алексеем Учителем, «Баттерфляй», о театральном режиссёре Романе Виктюке. Говоря о работе сценариста документального кино, Дуня Смирнова отмечала: «„Писать сценарии“ — это, конечно, громко сказано, поскольку в документалистике роль сценариста специфическая: он скорее помогает режиссёру придумывать монтажные ходы для драматургического построения уже отснятого материала. Это в некотором роде отличная школа именно монтажного мышления. Начинаешь понимать, что на столе можно создать из одной и той же фактуры несколько разных фильмов». Следующий сценарий, «Красная Жизель», задумывался для документального фильма о балерине Ольге Спесивцевой. Планировали записать интервью с ней, но не успели, балерина умерла в возрасте 96-ти лет. Соавторы решили снять свой первый игровой фильм, «Мания Жизели». Фильм был завершён в 1995 году.
Ещё на съёмках «Мании Жизели» у Дуни Смирновой возникла идея сделать фильм о последней любви Ивана Бунина. Буниным всю жизнь увлекался её отец Андрей Смирнов. И, как призналась Смирнова в интервью Любови Аркус, портретное сходство отца с писателем сыграло решающую роль в написании сценария «Женское имя», по которому позднее Алексей Учитель снял фильм «Дневник его жены» (2000) с Андреем Смирновым в главной роли. За этот сценарий в 1997 году Дуня Смирнова получила приз «The Hartley-Merrill International Screening Competition», сценарного конкурса, организованного Тедом Хартли совместно Ассоциацией сценаристов Америки, Робертом Редфордом, Никитой Михалковым и Дэвидом Паттнэмом для поддержки сценаристов стран бывшего Советского Союза. Фильм, вышедший в 2000 году, был отмечен Гран-при кинофестиваля «Кинотавр» и премией «Ника» за лучший игровой фильм, а работа Дуни Смирновой была номинирована на премию за лучший сценарий. Фильм вызвал неоднозначную реакцию кинокритиков.