Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Собко, Пётр Иванович

Собко, Пётр Иванович

Инженеры

30 мая 1819 - 26 ноября 1870

русский инженер и учёный в области строительной механики и железнодорожного дела, педагог, профессор Института инженеров путей сообщения и Горного института ; действительный статский советник


Пётр Иванович Собко (1819—1870) — русский инженер и учёный в области строительной механики и железнодорожного дела, педагог, профессор Института инженеров путей сообщения и Горного института (по теоретической механике); действительный статский советник.

Биография

Пётр Собко родился 18(30) мая 1819 года в городе Киеве. Несмотря на ограниченные средства его матери, он был помещен ею в 1829 году не в Дворянский полк, куда он был зачислен, а в гимназию высших наук князя Безбородко, в третий класс. Окончив в 1836 году гимназию, когда она уже была преобразована в лицей, Собко, отличавшийся ещё в гимназии своими способностями к математике, поступил в Институт корпуса путей сообщения (в 1837 году). По окончании курса в июне 1840 года он был произведен в поручики и затем назначен репетитором в институте по рациональной механике и составлению проектов по строительному искусству.

В 1841 году П. И. Собко напечатал в «Журнале Главного Управления путей сообщения и публичных зданий» (том II, книги 1 и 2, стр. 30 и 92) «Извлечение из первой и второй публичных лекций трансцендентного анализа, читанных академиком Остроградским» и с этих пор стал много публиковаться в этом журнале.

В 1846 году он напечатал там же «Проект висячаго моста через Неву в Санкт-Петербурге» (т. III, № 2, стр. 195), составленный им в 1839—1840 гг. под руководством главного составителя этого проекта С. В. Корбедза, а вскоре за тем издал для руководства воспитанников Института путей сообщения по курсу мостов, который он стал читать с 1844 года, атлас мостов (который в РБС охарактеризован как «прекрасный»), вышедший под заглавием: «Чертежи курса построений. Основания каменных зданий. Мосты». (СПб. 1849).

Ещё раньше, в 1843 году, Собко стал читать в Горном институте лекций по теоретической механике, которую он преподавал там в течение 12 лет до 1855 года, а с 1846 по 1849 год преподавал, кроме того, практическую механику и аналитическую геометрию в Первом кадетском корпусе.

Летом 1849 и 1850 гг. он предпринял вместе с профессором О. С. Сулимой две поездки для осмотра различных сооружений на Мариинской и Тихвинской системах, на канале Сайма в Финляндии (в то время часть Российской империи) и на Николаевской железной дороге, собирая материал для задуманного им курса строительного искусства. На основании собранных им в это время заметок напечатана была им вместе с Сулимой статья: «Гидравлический раствор, употребляемый при работах каналa Сайма» («Журнал Главного Управления путей сообщения и публичных зданий». 1851, № 6, стр. 174).

В 1854 году он издал вместе с инженером В. Глуховым «Памятную книжку для инженеров и архитекторов, или собрание таблиц, правил и формул, относящихся к математике, физике, геодезии, строительному искусству и практической механике» (СПб. 1854 г. 16°), имевшую огромный успех, как практическая справочная книга, и вышедшую уже после смерти Собко вторым изданием в 1872 году.

Летом 1857 года П. И. Собко предпринял путешествие за границу, где успел осмотреть различные замечательные сооружения и по возвращении принялся за составление «курса строительного искусства», но административная деятельность на Петербургско-варшавской железной дороге, на которой он занял должность главного инженера службы ремонта пути и зданий, помешала изданию этого курса.

В 1869 году Собко был назначен заведующим службой подвижного состава и тяги на той же дороге и занимал эту должность до самой смерти.

Кроме упомянутого выше курса мостов, Собко читал в Институте инженеров путей сообщения еще теорию устройства сооружений вообще, курс дорог, обыкновенных и железных (с 1849 года) и теорию сопротивления строительных материалов, причем для исследования строительных материалов по его проекту в механической лабораторий были изготовлены самые точные приборы для того времени.

Пётр Иванович Собко умер 14(26) ноября 1870 года в городе Санкт-Петербурге.

Избранная библиография

  • "Чугунный судоходный мост", перевод с франц., ("Журн. Главн. Упр. Путей Сообщ. и Публичн. Зданий", 1843, кн. 1, стр. 195);
  • "Морской клей" (Там же, 1845, т. II, № 4, стр. 21);
  • "Пародействующий механизм для забивки свай, ковки железа и ковки камней" (Там же, 1846, № 3, стр. 146);
  • "Механическая формовка гончарных водопроводных труб, кирпича, черепицы, изразцов и других глиняных изделий" (Там же, 1847, № 3, стр. 107);
  • "Исторический взгляд на гидротехнические сооружения в Нидерландах" (Там же, 1847, № 5 и 6, стр. 59 и 123; 1848 г. № 1, стр. 1);
  • "Новые опыты над сопротивлением воздуха при движении поездов" (Там же, 1848, № 3, стр. 135);
  • "Подъемные мосты" (Там же, 1848, № 4, стр. 1);
  • "Новые исследования трубки Пито" (Там же, стр. 70);
  • "Исследование расходов по движению на железных дорогах" (Там же, 1848, № 6, стр. 188);
  • "Фашинные тюфяки, употребляемые при устройстве висячаго моста на Днепре в Киеве" (Там же, 1849, № 6, стр. 157);
  • "Программа механики для II специального курса военно-учебных заведений" (СПб. 1849. 8°). Издана Собко вместе с Остроградским;
  • "Теория сопротивления строительных материалов" ("Журн. Главн. Управл. Путей Сообщ. и Публичн. Зданий", 1850, т. XI № 1 и 2, стр. 27 и 73. Также отдельно. СПб. 1851. 8°);
  • "Трубчатые мосты Конуэйский и Британский на Честер-Голигедской железной дороге, в Англии" (Там же, т. XII, № 5, стр. 85);
  • "Исследование вопроса об употреблении железа в сооружениях на железных дорогах" (Там же, 1851, т. XIII, № 1, стр. 10);
  • "Устройство дока в Грэт-Гримсби" (Там же, 1851, № 4, стр. 1);
  • "Винтовые сваи и якоря" (Там же, 1851, № 6, стр. 141);
  • "Предел безопасного существования висячих мостов на проволочных канатах" (Там же, 1852, № 4, стр. 44);
  • "Устойчивость деревянных и металлических мостов арочной системы. Разбор системы Кулибина" (Там же, т. V, № 5, стр. 77);
  • "Формулы для расчета зубчатых колес цилиндрических. Формулы и пример для расчета колеса Понсле" (СПб. 1854);
  • "Результаты опытов над механическим сопротивлением камней, которые предполагается употребить в Севастополе при сооружении памятников адмиралам" (Там же, 1858, № 5, стр. 234.);
  • "Несколько слов о компании русской лесной торговли" ("СПб. Ведом." 1858, № 72, и отдельно СПб. 1858);
  • "Заметка на статьи г. инженера Главного Общества Российских Железных Дорог, помещенные в "Journal de St. Ptersbourg" (Там же, 1860, № 106 и отдельно СПб. 1860. 8°);
  • "Одессо-Киево-Курская железная дорога. Инструкция для производства полевых работ, относящихся к определению вида поверхности земли и рода верхнего слоя, для составления предварительного проекта" (СПб. 1859. 8°);
  • "Положение о техниках, производящих изыскания для составления предварительного проекта" (СПб. 1859. 8°);
  • "О необходимости описания замечательных работ, исполненных в России" ("Журн. Главн. Управл. Путей Сообщ. и Публичн. Зданий", 1861, № 4, стр. 95);
  • "Программа данных, относящихся к определению отверстий труб и небольших мостов" (Там же, стр. 111);
  • "Гельсингфорсо-Тавастгусская дорога" (Там же, 1861, № 5, стр. 1);
  • "О препятствиях к движению на иностранных железных дорогах от снежных заносов" ("Записки Русского Технич. Общества", 1868, № 6, стр. 357);
  • "Бетон Ксанье, привилегированный во Франции, России, Англии, Италии и других странах" (СПб. 1868. 12°).

Кроме этих статей, им напечатан еще целый ряд критических разборов иностранных технических книг.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ