Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Солнцева, Людмила Ивановна: биография

  • Вторая стадия в системе компенсации слепоты направлена на развитие и дифференцирование восприятий различных модальностей, поступающих от всех сохранившихся анализаторов. На протяжении длительного времени (до 3-летнего возраста) у слепого ребёнка складываются умения соотносить дифференцированные восприятия с предметами внешнего мира и использовать их в своей деятельности. В этот период очень медленно формируются сенсо-моторные эталоны и наблюдается значительное отставание слепого от зрячего, так как отсутствие зрительного контроля приводит к замедленному формированию двигательной сферы, его локомоций и мелких движений рук, сказывается на ориентировке в пространстве, что также отражается на уровне предметной деятельности, которая значительно отстаёт я практически не становится ведущей. Компенсация не­достатков развития, возникающих в этот период из-за слепоты, может осуществляться за счёт развития слухового восприятия и речи, активно развивающихся в этот период. При этом огромное значение в эмоциональном общении слепого ребёнка со взрослым начинает играть роль, именно, как средство дистантного общения, обеспечивающего ребёнку получение «обратной связи», и тем самым стимулирующего активнее познание им внешнего мира, Способность на основании выделения отдельных признаков предметов узнавать знакомые предметы, соотносить их со словесным обозначением и сохранять их в памяти обеспечивает слепому ребёнку переход к третьей стадии компенсации.
  • Третья стадия в системе компенсации слепоты характеризуется дальнейшим развитием сенсорики слепого, использованием при восприятии предметных предэталонов. Расширяющийся запас слов, связь их с предметным миром и закрепление их в памяти обеспечивает слепому появление игровой деятельности и возможности представлять предметы в их отсутствие. У него появляется способность оперировать образами в воображаемой ситуации. Однако значительную роль все ещё играют предметы, игрушки, модели, схематично изображающие реальные объекты и служащие опорой для воссоздания ситуации. Большое место в связи с этим занимают практические действия и манипуляции с предметами для выяснения их скрытых свойств, то есть использование наглядно-действенного способа сознания. Внутри этой стадии начинает формироваться способность активного оперирования образами представлений, то есть появляется наглядно-образное мышление, что свидетельствует о переходе слепого ребёнка к четвёртой стадии компенсации слепоты, наблюдавшейся нами в дошкольном возрасте.
  • Четвёртая стадия системы компенсации слепоты характеризуется активным включением речи, памяти, мышления, как в наглядно-практической, так и в наглядно-образной и понятийной форме в сенсорное отражение внешнего мира. Использование при восприятии общественно выработанных эталонов, основанное на интеллектуальном анализе воспринимаемого, создание специфических способов решения сенсорных задач о использованием плана представлений, умение соотносить воспринимаемые объекты о образами прошлого опыта, подчинять свои действия плану и правилу становится основой истемы компенсации слепоты в дошкольном возрасте и позволяет создать слепому целостное представление об окружающем мире.

Исследование Л. И. Солнцевой сигнальной функции слухового восприятия детьми дошкольного возраста показало, что она развивается от характеристики звука без соотнесения с предметом к характеристике одного из взаимодействующих объектов (инструмент, орудие или объект) и затем к обозначению взаимодействия объектов. Исследования Л. И. Солнцевой показали, что осязание является мощным средством компенсации не только слепоты, но и слабовидения. В процессе учебной и трудовой деятельности слепой больше использует тактильную чувствительность, что создаёт эффект сенсибилизации. Безусловно, такое повышение чувствительности связано с теми участками кожи, которые более активно участвуют в деятельности. Наибольшее повышение чувствительности обнаружено на пальцах рук, что связано с обучением чтению рельефно-точечного шрифта Брайля. Л. И. Солнцева исследовала особенности осязания при чтении брайлевского шрифта, дающего возможность слепому приобщиться к мировой культуре. Процессы, связанные с изучением чтения рельефно-точечного шрифта по системе Брайля. Исследование Л. И. Солнцевой произвольного запоминания сочетания точек в браилевском шеститочии показало что, слепые лучше запоминали и воспроизводили фигуры, имеющие более четкие и завершенные геометрические формы. Единственное в отечественной тифлопсихологии исследование пространственной ориентировки слепых детей раннего и дошкольного возраста проведено Л. И. Солнцевой, где показаны характеристики ориентации в пространстве начиная с первых месяцев их жизни. Уже к 5 —6 месяцам у слепых детей формируется первая система ориентации в пространстве. Дети к этому возрасту способны практически различать вертикальное и горизонтальное положение. Генетическое рассмотрение процессов формирования мышления слепых детей дошкольного возраста (Л. И. Солнцева и С. М. Хорош) показало зависимость его развития от компетентного воспитания в раннем и дошкольном возрасте, учитывающего особенности как типичные для детей этой категории, так и индивидуальные, присущие тому или другому ребёнку. Л. И. Солнцева показала что, в дошкольном возрасте у слепых взаимозаменяемыми формами ведущей деятельности являются предметная и игровая. Положительная развивающая роль игры связана с возникновением компенсаторных процессов.

Вклад в развитие тифлопедагогики Результаты исследований Л. И. Солнцевой были использованы дня разработки:

  • программы воспитательной работы для слепых детей дошкольного возраста (проект). Совместно с группой сотрудников лаборатории;
  • программы факультативного курса дошкольной тифлопедагогики для дефектологических факультетов педагогических ВУЗов (совместно с В .А .Феоктистовой);
  • программы воспитательной работы в одногодичной дошкольной группе в школах слепых;
  • методики работы со слепыми детьми старшего дошкольного возраста;
  • методических указаний для работы по программам воспитания слепых детей дошкольного возраста.

Труды

  • Солнцева Л. И., Семёнов Л. А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности . -М.: ВОС, 1989. — 80 с.
  • Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста: Автореферат дис. … д.психол.н./НИИД АПН СССР.- М., 1978.
  • Солнцева Л. И. Слепые и слабовидящие дети со сниженной умственной работоспособностью . — М.: Институт коррекционной педагогики. РАО., 1998
  • Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2000.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ