Игорь Дмитриевич Спасский (родился 2 августа 1926 года, Ногинск) — советский и российский учёный, инженер, предприниматель, генеральный конструктор около 200 советских и российских субмарин и бывший глава ЦКБ «Рубин».
Биография
СССР
В 1949 году Спасский окончил паросиловой факультет Военно-морского инженерного училища им. Ф. Э. Дзержинского, после чего короткое время был инженером на строящемся крейсере «Фрунзе».
В 1950 году Спасский начал участвовать в разработке подводных лодок, сначала в СКБ-143 (впоследствии было объединено с ЦПБ «Волна», образовав КБ «Малахит»). С 1953 года Спасский работал в ЦКБ-18 (в настоящее время ЦКБ «Рубин»). В 1956 году стал заместителем главного инженера, в 1968 — главным инженером, а в 1974 году — начальником ЛПМБМ «Рубин», главным конструктором, возглавляющим бюро (с 1983 года глава бюро стал называться генеральным конструктором).
Как генеральный конструктор Спасский был ведущим разработчиком всех подлодок бюро «Рубин», в частности:
- атомных подводных крейсеров стратегического назначения:
- проекта 667БДР «Кальмар»
- проекта 941 «Акула»
- проекта 667БДРМ «Дельфин»
- атомных подводных ракетных крейсеров
- проекта 949 «Гранит»
- проекта 949А «Антей»
- а также других кораблей и подлодок.
В общей сложности по его проектам построено 187 субмарин (91 дизель-электрическая и 96 ядерных), которые составляли и составляют ядро советского и российского флотов.
Кроме того, Спасский опубликовал несколько научных работ по теории строительства и устройства подводных лодок.
В 1973 году он стал кандидатом технических наук, в 1978 году — доктором технических наук, в 1984 году — профессором и членом-корреспондентом Академии наук СССР по специальности «Механика и процессы управления», в 1987 году — действительным членом Академии наук СССР.
Россия
С началом перестройки и последующим развалом СССР количество государственных заказов на новые АПЛ резко упало. Спасский всё же продолжил работу над атомными субмаринами, включая новый проект подводной лодки четвёртого поколения — «Юрий Долгорукий» (заложена в 1996 году). Чтобы удержать бюро «на плаву», он расширил сферу его деятельности.
Примером этого расширения может служить разработка и постройка нефтяных платформ (вместе с фирмой Halliburton), которые используются сейчас при добыче нефти вокруг острова Сахалин, в Охотском море и неподалёку от побережья Южной Кореи.
Другим важным проектом «Рубина» был «Морской старт», плавучий космодром, созданный из переделанной нефтяной платформы. Так как космодром расположен в экваториальной части Тихого океана, где имеются оптимальные условия для запуска ракет-носителей (можно максимально эффективно использовать инерцию вращения Земли), запуски с него почти в десять раз дешевле, чем предлагаемые НАСА. Спасский был главным конструктором морской части проекта.
Помимо этого, Спасский руководил такими экзотическими проектами, как строительство грузовой подлодки для круглогодичных операций в Северном Ледовитом океане и морская ледостойкая платформа для добычи нефти с океанского шельфа, а также более скромные проекты вроде модернизации городских трамваев. Также он стал генеральным директором консорциума (в него входят ЦКБ «Рубин», Адмиралтейские верфи и несколько других судостроительных предприятий), строящего неядерные субмарины для российских ВМС (например дизель-электрические субмарины проекта 677 «Лада») и на экспорт — для Индии, Польши и некоторых других стран (например, подлодки «Амур» или «Садко» — так называемые «туристические субмарины»).
Губернатор Санкт-Петербурга Анатолий Собчак шутливо называл Спасского «Героем Капиталистического Труда», имея в виду успешность «Рубина» в условиях рыночной экономики.
Часть вырученных средств Спасский тратил на благотворительность: реконструкцию Николо-Богоявленского собора в Петербурге и церкви Иоанна Предтечи в Старой Ладоге, постройку памятника к 300-летию русского флота, празднование столетия Русского музея и многие другие проекты. За филантропическую деятельность Русская православная церковь наградила его «орденом святого благоверного князя Даниила Московского».