Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Тетерин, Виктор Кузьмич

Тетерин, Виктор Кузьмич

Живопись

25 октября 1922 - 01 октября 1991

русский советский художник, живописец, график, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР


Виктор Кузьмич Тетерин (25 октября 1922, Бахарево, Тверская губерния — 1 октября 1991, Санкт-Петербург) — русский советский художник, живописец, график, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Биография

Виктор Кузьмич Тетерин родился 25 октября 1922 года в деревне Бахарево Тверской губернии в семье крестьян Тетериных — Кузьмы Ивановича и Матрёны Андреевны. С 1930 вместе с родителями жил в Ленинграде. Отец работал маляром в судоремонтных мастерских, мать — портнихой, занималась воспитанием детей и домашним хозяйством. С 1937 года посещал изостудию Ленинградского Дворца пионеров, занимался у А. Эберлинга. В 1940 году поступил в Среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств, где его педагогами были Павел Наумов, Михаил Натаревич и Ольга Богаевская.

После начала войны оставался в блокадном Ленинграде. В феврале 1942 года вместе со Средней Художественной школой и Академией художеств эвакуировался в Самарканд. В начале 1943 по состоянию здоровья вернулся в Калининскую область, работал художником на заводе. В сентябре 1943 поступил на первый курс живописного отделения Московского художественного института имени В. И. Сурикова. В мае 1944 года перевёлся в Ленинград на первый курс ЛИЖСА им. И. Е. Репина. Занимался у Семёна Абугова, Генриха Павловского, Глеба Савинова, Александра Осмёркина.

В 1949 окончил институт по мастерской Михаила Авилова, в одном выпуске с Николаем Бабасюком, Ростиславом Вовкушевским, Иваном Годлевским, Метой Дрейфельд, Валерием Пименовым, Юрием Подлясским, Марией Рудницкой, Мариной Тиме, Григорием Чепцом, Верой Шестаковой и другими молодыми художниками. Дипломная работа — картина «Товарищ Сталин в ссылке в Нарыме».

С осени 1949 по 1956 год преподавал на кафедре общей живописи ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. В том же 1949 по рекомендации М. Авилова, Г. Павловского и В. Орешникова был принят кандидатом в члены Ленинградского Союза советских художников.

С 1949 года Виктор Тетерин участвовал в художественных выставках. Писал преимущественно городские пейзажи и натюрморты, реже — жанровые композиции и портреты. Работал в технике масляной живописи и акварели. В 1953 году Тетерина переводят из кандидатов в члены ЛССХ. Представление об особенностях манеры письма этого периода и её постепенной трансформации дают работы «У Казанского Собора» (1949), «Жатва», «Зима. Павловск» (обе 1950), «Портрет Е. Антиповой в жёлтом», «Натюрморт» (1953), «Гурзуф. Пейзаж» (1953), «Портрет матери за швейной машиной», «Ленинград. Средний проспект Васильевского острова», «Реставрация Инженерного замка», «Мужской портрет» (все 1954), «Натюрморт» (1955), «Персики и груши» (1956), «Перед маем» (1957), «Осенний букет» (1957), «Айва и виноград», «Яблоневая ветка» (обе 1958), «Рабочий паренёк» (1958), «В солнечный день», «Дорожные строители» (обе 1959) и другие.

Если в работах начала 1950-х у Тетерина наблюдается желание с дотошной правильностью передавать реальные формы и без особого отбора натуры фиксировать, например, бытовую жизнь ленинградских улиц, то вскоре художник начинает углубляться в вопросы живописного языка, изучая прежде всего возможности цвета. Этому способствовали поездки в Крым и знакомство с крымской природой, поразившей Тетерина силой солнечного света и яркостью красок и ставшей вдохновляющим источником многих его произведений. В 1956 году Тетерин уходит с преподавательской работы, чтобы полностью посвятить себя творчеству. Много работая с натуры, он соотносит приобретаемый опыт с осмыслением приёмов и живописной системы близких ему мастеров: русских П. Кончаловского, И. Машкова, А. Лентулова, французов П. Сезанна и, в особенности, А. Матисса. Всё вместе, это приблизило обретение Тетериным творческой зрелости и нового качества живописи.

Поворотным для Тетерина стал 1966 год. В созданных портрете-картине «Мои родители», натюрмортах «Айва и чайник», «Конец лета», «Южный натюрморт», пейзажах «Оливковая роща», «Дом с балконами» (все 1966) и других работах впервые в полную силу проявились декоративное понимание натуры, свобода самовыражения, подчёркнутая лёгкость исполнения и раскрепощённость живописи при чёткости пластического языка. Отныне художник основное внимание будет уделять цвету, ритмической организации холста, передаче световоздушной среды. Этим задачам будут подчинены достаточно условные композиция и рисунок, который зачастую станет служить линией, оконтуривающей формы, выявленные цветом.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ