Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Тетянич, Феодосий Константинович

Тетянич, Феодосий Константинович

Живопись

известный киевский и украинский художник, философ, казак , чудак, юродивый, подвижник, иконописец


Феодосий Константинович Тетянич, Фёдор Тетянич (иногда Татьянич, укр. Федір Тетянич; 1942 — 2007), известный также как Фрипулья и Бесконечность (укр. Безмежжя) — известный киевский и украинский художник, философ, казак (воин Христовый и вольный человек по воле Божьей), чудак, юродивый, подвижник, иконописец. Был лично знаком, общался и сотрудничал с такими людьми как Олесь Бердник, Владимир Евтушевский, Юрий Зморович, Владимир Высоцкий, Илья Глазунов, Владимир Карабут и многими другими известными и малоизвестными художниками, поэтами, философами, творческими людьми Украины и других стран Советского Союза, исторических Европы и России разных профессий и направлений, его современниками, в процессе сотрудничества и общения взаимно обогащаясь различными идеями, образами и т.п., участвуя в написании Вечной Картины Бытия, выполняя волю Бога-Бесконечности и рассказывая всем о Его благодати на свой особый лад. Зашифровал всю Бесконечность (и Бога, и черта и себя самого) в одном слове - Фрипулья, которое стало его вторым именем. Один из исследователей, выразителей и популяризаторов (на свой собственный лад) казацко-христианской культуры Киевской Руси-Украины, пёстрой и многоликой культуры казачества (как воинов Бога-Христа и вольных людей по воле Божьей), людей вольной Украины и святой Руси, в частности участник возрождения православного монастыря во славу Преображения Господня в родном селе Княжичи в 1990х.

Жизнеописание

Выпускник Киевского государственного художественного института (1966), педагог по специальности - известный украинский советский художник Вилен Андреевич Чеканюк (1932-2000), к слову сын известного общественного и политического деятеля Киевской Руси-Украины советской эпохи Андрея Терентьевича Чеканюка (1906-1992) и пасынок его жены, известной украинской певицы Оксаны Петрусенко.

После окончания института работал на Киевском комбинате монументально-декоративного мистецтва.

Член Национального союза художников Украины (1973)..

Творчество и мировоззрение

Важное место в мировоззрении и философском учении Феодосия Тетянича уделено понятию «Фрипулья» («Фріпулья»), в котором зашифрована формула общения с Богом, код Бытия, Вселенной, Бесконечности, который в изложении Федора Тетянича имеет бесконечное множество названий и расшифровок, в т.ч. предложенную его другом и соратником Владимиром Евтушевским, Фрипулья от слов «free» (вольный, свобода) и «пульсация», то есть в некотором смысле «свободная пульсация», «вольная жизнь», «бесконечное бытие», «бесконечная Вселенная», «царство Божие», которое и было положено им в основу творчества, мировоззрения и жизненной философии. Также в этой концепции важное место уделялось бережному отношению к людям, природе и окружающей среде в целом.

Появление понятия Фрипулья сам художник и философ связывал со своим непростым, пёстрым, горьким и неоднозначным жизненным опытом, в частности с чудесным сном, опытом общения с Богом, который он зашифровал в самом слове Фрипулья, обозначающим Бога и человека (его самого, Фёдора) Вечную Жизнь и Вселенную со всеми ее красотами и чудесами, также как и ужасами и неприятностями, испытаниями и благодатью Божьей как одно неразделимое целое, как "Живое Единство всей Бесконечности" (что может быть понято одновременно и как формула Святой Троицы, Бога христианства и как формула животворящей материи в изложении адептов марксизма-ленинизма).

Заново обрев себя и свой жизненный путь, путь художника и философа, перфомера, казака, весельчака, чудака и юродивого Христа (Вечной Жизни, Добра и Правды) ради, на протяжении 1980-2000х гг. киевский подвижник провел на улицах Киева и землях Киевской Руси-Украины и других стран бывшего Союза немало интересных акций и выступлений, в которых не только проповедовал людям в необычной форме свою Богом-данную жизненную философию, но и нес людям радость и благодать, по возможности отвлекая их от горя, беды, душевных травм, забот и невзгод, а иногда наоборот заставляя взгрустнуть и задуматься о смысле Жизни, чему есть немало свидетельств. В эти годы киевский чудотворец стал известен на весь Киев, с его творчеством познакомились тысячи и десятки тысяч людей.

Память

Юрий Зморович писал в своём некрологе Тетяничу:

Волшебное, придуманное им слово «Фрипулья» — было призывом для современников, а по правде говоря, для всего человечества — к беспредельному человеческому единению в творчестве, единственному, что может возвести человека на уровень божественного.

Тетянич фигурирует в качестве персонажа в романе Сергея Шерстюка «Краш». Максим Добровольский пишет: "Еще одна из легендарных личностей художественных кругов Киева тех лет — Федор Тетянич, он же Фрипуля, под каковым наименованием давно уже вошел в эпос киевского андерграунда. Фигура Тетянича воспроизведена в романе «Краш», в эпизоде, когда Сёзя, в поисках «железного пузыря», оказывается в подвале у монтера. Отгородившийся от мира зеркалом, для начала разбитым Сёзей, монтер слово в слово цитирует Фрипулю, то есть самого себя: «Моя философия — то всем философиям смерть!.. Бо у меня нет философии!..» «Мовчи, мовчи; слова — то камень. По камням ходишь и сам камень. Ты влады хочешь? Я тобi ии дам». В этом же эпизоде в уста, разумеется, именно Фрипули вложена исчерпывающая все дальнейшее содержание романа и саму его идею фраза, после которой писать «Краш» уже было собственно незачем: «Пузыря тобi нэ трэба! Он — цэ ты, цэй пузырь. Живи как он!»".

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ