Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Тоница, Николае

Тоница, Николае

Живопись

13 апреля 1886 - 27 февраля 1940

румынский художник, график, литограф, мастер художественной керамики, журналист и критик в области искусства


Николае Тоница (рум. Nicolae Tonitza, 13 апреля 1886, Бырлад — 27 февраля 1940, Бухарест) — румынский художник, график, литограф, мастер художественной керамики, журналист и критик в области искусства. Один из крупнейших представителей и пропагандистов модернизма в румынской культуре.

Жизнь и творчество

В 1902 году Н.Тоница поступает в Национальную художественную школу в Яссах (ныне — Университет искусств им. Джордже Энеску), где занимается под руководством Георге Поповичи и Эманоила Бардасаре. В следующем году он, совместно со студентами-археологами Бухарестского университета, совершает путешествие в Италию. К этому периоду относятся зарисовки Н.Тоницы стен собора Грозешти в Яссах. В 1908 году художник приезжает в Мюнхен и поступает там в местную Академию искусств. Тогда же он начинает публиковать в прессе (в Furnica) свои политические карикатуры и критические статьи в области искусства (в Arta Romn). Последующие три года Н.Тоница проводит в Париже, где посещает художественные студии и мастерские, и заводит знакомство с известными французскими живописцами.

После возвращения на родину мастер работает в области монументальной живописи, он пишет фрески в ряде церквей румынской Молдовы. Занимается также преподаванием рисунка, а также издательской деятельностью, выпуская совместно с Чезаре Петреску газету Iaul. В 1913 году Н.Тоница вступает в брак с Екатериной Климеску. Согласно воспоминаниям современников, Iaul поддерживала Консервативную партию Румынии и выступала против вступления своей страны в Первую мировую войну. После того, как Румыния в 1916 году выступила в войне на стороне Антанты, Н.Тоница был мобилизован и, участвуя в сражении при Тутракая, попал в плен к болгарской армии. Находясь в лагере для военнопленных, заболел малярией и ревматизмом. Был освобождён и вернулся на родину в 1918 году.

В 1920-е годы Н.Тоница был членом художественной группы Arta Romn. Война и плен повлияли на политические взгляды художника. Теперь он печатает карикатуры и статьи на социальные темы, острой политической направленности в таких изданиях, как Socialismul (официальном органе Социалистической партии Румынии), Гиена (Hiena), Рампа (Rampa), коммунистическом Clopotul. Публицистические работы Н.Тоницы вызывали острые политические дискуссии, а также полемику по вопросам социального и культурного развития страны. Н.Тоница был в близких, дружеских отношениях с писателем и активистом левого движения Гала Галактионом, книгу которого O lume nou он иллюстрирует в 1919 году и портрет которого пишет в 1920. Выпущенный в 1920 году каталог работ Н.Тоницы редактировал известнейших румынский поэт и художественный критик Тудор Аргези. В 1921 году художник начинает увлекаться керамикой, он рисует прототипы изделий для керамической фабрики, а затем организует выставку таких изделий. Затем некоторое время живёт и работает в городке Вэлени-де-Мунте.

В 1922 Н.Тоница начинает выпускать журнал в области искусства Artele Frumoase, и в том же году совершает поездку по Трансильвании. В том же году он выступает на стороне художника Камиля Рессу в скандале, разгоревшемся вокруг дизайнерских работ последнего по заказу бухарестского Национального театра. В 1926 году Н.Тоница, вместе с Оскаром Ганом, Франциском Ширато и Штефаном Димитреску организует художественную Группу Четырёх (Grupul celor patru), в которой состоит до начала 1930-х годов. В 1925 в Бухаресте проходит выставка его работ, написанных в Вэлени-де-Мунте.

В 1931 году художник много работает как в Бухаресте, так и на побережье Чёрного моря, в Констанце. В это время ухудшается состояние его здоровья, подорванного из-за лишений, перенесённых в плену. После смерти Ш.Димитреску в 1933 году Н.Тоница принимает на себя руководство ясской Академией искусств.

Будучи человеком левых взглядов, Н.Тоница выступает за укрепление политических и культурных связей между Румынией и СССР. В мае 1935 года он становится одним из создателей Общества развития культурных связей Румынии и Советского Союза (Societatea pentru ntreinerea raporturilor culturale dintre Romnia i Uniunea Sovietic).

В 1937 году состояние здоровья художника резко ухудшилось. Скончался он тремя годами позднее. Похоронен в Бухаресте на кладбище Генча.

На художественное творчество Н.Тоницы, в первую очередь его графику — особое влияние оказали работы таких мастеров, как Оноре Домье, Кете Кольвиц, Штефан Лучиан и Франц Мазерель. Мастер работал в таких направлениях искусства, как импрессионизм, экспрессионизм и постимпрессионизм. Тематика его работ была самая разнообразная. Это и карикатуры, графика социального значения, и живописные пейзажи Добруджи, женские и детские портреты, натюрморты, изображения клоунов и др.

Галерея

  • Площадь св. Спиридона в Яссах, (1906)

  • Карикатура (1919)

  • Карикатура (1920)

  • Человек Нового мира (портрет Гала Галактиона), (1920)

  • Карикатура (1922)

  • Дочь лесника (1924)

  • Детский портрет (1926)

  • Сад в Вэлени (1926)

  • Обнажённая (1927)

  • Портрет девочки (19xx)

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ