Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Турнвальд, Рихард

Турнвальд, Рихард

Исследователь

18 сентября 1869 - 19 января 1954

основатель национальной немецкой школы этносоциологии


Турнвальд Рихард Кристиан (нем. Richard Thurnwald) (1869—1954) — основатель национальной немецкой школы этносоциологии (социальной антропологии).

Образование

Родился в Вене в семье фабриканта. Обучался на юридическом факультете Венского университета. Наряду с правовыми дисциплинами в университете Турнвальд изучал различные обществоведческие дисциплины, а также иностранные языки: турецкий, арабский, сербско-хорватский, русский. Своё образование в университете Турнвальд завершает с ученой степенью доктора юридических наук (1896).

Первый опыт практической и научной деятельности

После окончания университета Турнвальд некоторое время проработал в окружном суде Вены, а затем отправился в Боснию служить в австрийскую администрацию чиновником. Эта работа позволила ему непосредственно познакомиться с культурой балканских народов, заниматься и изучением их традиционных ремесел и цеховой организации. Затем Турнвальда перевели в торговую палату в Граце. В это время у Турнвальда пробудился интерес к изучению истории древнего мира, и в 1898 г. он совершает поездку в Египет. Для продолжения образования Турнвальд в 1900 г. едет в Берлин, где он изучает египетский и ассирийский языки и получает должность ассистента в Берлинском музее этнологии (1901 г.). В этот период выходят научные публикации Турнвальда, посвященные цеховой организации в Боснии и общественному строю и хозяйству Древней Ассирии и Египта.

Экспедиции по южным морям

В 1906—1909 гг. по заданию Берлинского музея этнологии Турнвальд проводит исследования на островах архипелага Бисмарка, Каролинских и Соломоновых островах. В 1912—1915 гг. Турнвальд живет и работает на о. Новая Гвинея.

Интернирован в США

Начало Первой мировой войны в 1914 г. существенно осложнило положение немецкой экспедиции на Новой Гвинее. Экспедиционный склад ограбили австралийские пограничники, и дальнейшее продолжение исследований стало невозможным. В 1915 г. Турнвальд добрался до США, но дальнейший путь для него был закрыт, так как он был офицером запаса Германской армии. К счастью, в университете Бекерли для ученого нашлась возможность обобщить результаты экспедиций в Океании. В этот период на английском языке выходит труд Турнвальда англ. «Banaro Society», принесший ему мировую известность. В Германию Турнвальду удалось вернуться лишь в 1917 году, и он был отправлен в войска на западный фронт.

Университетская карьера

В 1919 г. Турнвальд защищает вторую диссертацию по теме «Психология тотемизма». В 1925 г. Турнвальд получает должность внештатного неординарного профессора в Берлинском университете, где он читал курсы этнографических и социологических дисциплин. В 1930 г. Рихард Турнвальд вместе со своей женой Хильде Турнвальд отправляется в экспедицию в Восточную Африку (территория Танганьика). В 1932 г. он снова проводит исследования на Соломоновых островах.

«Эмигрантский» период

После экспедиции 1932 г. Турнвальд переезжает в США, где преподает в Калифорнийском, Йельском и Гарвардском университетах. Позднее — также в Греции в университете Сиракуз. В годы власти фашистов в Германии Турнвальда упрекали за преподавательскую деятельность за границей.

Турнвальд и немецкий фашизм

О личной жизни Рихарда Турнвальда в период 1939—1945 гг. известно довольно немного. В своих работах он открыто не поддерживал нацистский режим и не развивал популярные расовые теории, например, о превосходстве так называемой «нордической» или «арийской» расы. Вместе с тем, нельзя не упомянуть о том, что этот учёный был одним из основателем Немецкого общества по расовой гигиене (1905 г.), которое после прихода фашистов к власти оказало режиму определенные услуги. Турнвальд никогда не был членом NSDAP и, можно сказать, дистанцировался в своих исследованиях от проблематики, которой интересовались нацисты. Тем не менее один факт его биографии вызывает неодобрение у некоторых критиков, а именно написание положительной рецензии на диссертацию Эвы Юстин и его личное присутствие на защите. Эта диссертация под названием «Судьбы цыганских детей и их потомков, воспитанных в чужой среде» носила выраженный расистский характер. Так как Эва Юстин не имела законченного высшего образования и не согласовала тему исследования ни с одним из университетских профессоров, эта защита была возможна только при поддержке влиятельных расовых теоретиков.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ