Захар Ильич Файнбург (1922—1990) — советский социолог и философ; специалист в области социологии труда, семьи и культуры, экономических и социальных проблем научно-технического прогресса, теории личности и коллективности, социального планирования, социально-философской научной фантастики.
Биография
Родился в семье большевиков. Его отец, Илья Львович Файнбург, был заместителем наркома юстиции БССР; мать, Раиса Захаровна Альперович, была членом коллегии республиканского Госплана. В 1933 году отца перевели в Хабаровск на должность председателя областного суда.
После ареста и расстрела родителей в 1938 году воспитывался в детском доме в Подмосковье.
В 1940 году поступил в Московский институт философии, литературы и истории.
В июле 1941 года записался добровольцем во Второй коммунистический полк города Москвы, служил в разведке, потом в артиллерии.
Член ВКП(б) с 1945 года.
После войны З. И. Файнбург окончил экономический факультет МГУ (дипломная работа «Экономические основы перехода от социализма к коммунизму» защищена под руководством М. Ф. Макаровой). В 1946 году в МГУ познакомился с экономистом Галиной Петровной Козловой (1927—2000), которая стала его женой, матерью его детей и соавтором большинства научных работ.
В 1949—1960 годах работал в Поволжском лесотехническом институте (Йошкар-Ола).
С 1960 года работал в Пермском политехническом институте, сначала старшим преподавателем и доцентом кафедры политэкономии, а с 1964 года — заведующим созданной им кафедрой основ научного коммунизма (ныне кафедра социологии и политологии Пермского национального исследовательского политехнического университета).
Кандидат экономических наук (1959), доктор философских наук (1972), профессор (1975).
В 1966 году одним из первых вступил в Советскую социологическую ассоциацию (членский билет № 94), был избран в правление ССА, позднее организовал Пермское отделение ССА.
В 1967 году создал и возглавил лаборатории промышленной социологии и социологии высшего образования в Пермском политехническом институте.
За разработку одной из первых в стране методик социального планирования развития коллектива предприятия в 1969 году был награждён медалью ВДНХ СССР.
Сын — профессор ПНИПУ Г. З. Файнбург (род. 1948).
Функциональная теория культуры
Совместно Э. С. Маркаряном З. И. Файнбург является разработчиком так называемого функционального подхода к пониманию культуры. Культура здесь понимается как специфическая функция общественной жизни, как способ регуляции жизнедеятельности общества. Э. С. Маркарян пишет: «Культура — это специфически характерный для людей способ деятельности, объективированный в различных продуктах результат этой деятельности»(16,18).
Представители функционального подхода проводят различия между культурой и обществом. Они отказываются от рассмотрения культуры как части, подструктуры общества. Общество и культура, по их мнению, выступают как выражение двух различных сторон, планов органически единого и генетически одновременно возникающего целого, разложимого лишь средствами логического анализа. Под понятием «общество» они, таким образом, подразумевают «специфический коллектив человеческих индивидов и присущую ему систему социальных отношений». А понятие «культура» определяют как «специфическую функцию коллективной жизни людей, выработанную в процессе установления ими качественно особого активно-трудового отношения к внешней среде. В данном случае многозначное понятие „функция“ используется в смысле специфического проявления свойств системы, особого способа её деятельности».
Следует отметить, что, когда представители данной концепции культуры говорят о деятельностном, активно-трудовом отношении к внешней среде, они имеет в виду деятельность, труд в широком смысле. «Общественная жизнь людей есть не что иное, как непрекращающийся процесс деятельности, осуществляемый в различных, необходимых для поддержания и нормального функционирования социальной системы сферах: материального производства, духовного производства, управления, воспитания, обороны, здравоохранения и т. д.». Описание и анализ различных элементов культуры дают возможность понять различные средства и механизмы, благодаря которым «люди совместно действуют и решают самые различные задачи и проблемы, с которыми они сталкиваются в ходе своей многогранной практики. Например, орудий труда как средств взаимодействия с природной средой, языка как специфического средства коммуникации, систем морали и права как средств регуляции и координации действия человеческих индивидов и т. д.».