Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Фрейденберг, Ольга Михайловна

Фрейденберг, Ольга Михайловна

Историки

15 марта 1890 - 06 июля 1955

советский филолог-классик, антиковед, культуролог-фольклорист


Ольга Михайловна Фрейденберг (15 марта 1890, Одесса — 6 июля 1955, Ленинград) — советский филолог-классик, антиковед, культуролог-фольклорист.

Биография

Дочь известного одесского журналиста и изобретателя Михаила (Моисея) Филипповича Фрейденберга и Хаси Иосифовны (Анны Осиповны) Пастернак — сестры художника Л. О. Пастернака. Брак родителей был оформлен в канцелярии одесского городского раввина 17 июня 1883 года. Двоюродная сестра Бориса Пастернака.

После окончания гимназии в Петербурге (1908) Фрейденберг из-за национальной процентной квоты для евреев не смогла поступить на Высшие женские курсы, однако год слушала там лекции. В 1910—1914 гг. занималась самообразованием, изучала иностранные языки, путешествовала по Европе. После начала мировой войны возвратилась в Россию, в октябре 1914 года стала сестрой милосердия.

Окончила классическое отделение Петроградского университета (1923), занималась в семинаре С. А. Жебелева, защитила магистерскую диссертацию о происхождении греческого романа (1924). В 1920—1930 годах сотрудничала с Н. Я. Марром и И. Г. Франк-Каменецким (коллективный сборник «Тристан и Исольда». — Л., 1932).

В 1932 году организовала в Ленинградском университете первую советскую кафедру классической филологии и до 1950 года заведовала ею (с перерывом на годы войны). В 1935 году защитила докторскую диссертацию «Поэтика сюжета и жанра (период античной литературы)». Опубликованная книгой (1936), диссертация подверглась жестокой идеологической критике в газете «Известия», книга была изъята из продажи. Во время сталинских репрессий был арестован её брат.

Пережила всю блокаду Ленинграда. По приглашению Политуправления Балтфлота читала лекции по античной литературе офицерскому составу моряков. С 15 октября 1943 г. по июль 1944 года г. профессор античной литературы в Педагогическом институте им. А. И. Герцена.

Инспирированный властью разгром марризма и борьба с космополитизмом повлекли за собой в 1950 году увольнение Ольги Фрейденберг из университета и закрыли для неё возможность публиковаться. К настоящему времени (2011 год) подавляющая часть её трудов (8 монографий и несколько десятков статей) не опубликованы.

Научные интересы

По образованию и должности считаясь филологом-классиком, Фрейденберг была сосредоточена на «палеонтологическом» исследовании семантики литературных, шире — культурных мотивов и форм (прежде всего метафоры и сюжета), их трансформаций из архаических в исторические, а соответственно, на предыстории и ранней истории таких литературных и сценических жанров, как лирика, комедия, роман. В этом она развивала идеи Германа Узенера и А. Н. Веселовского, французской социологической школы (Л. Леви-Брюль), кембриджских ритуалистов, философию символических форм Э. Кассирера и предвосхитила новейшие исследования «археологии» культурных форм в рамках символической антропологии, исследований культуры (англ. cultural studies).

Переписка и мемуары

Особое значение имеет переписка Фрейденберг с Пастернаком, продолжавшаяся с 1910 до 1954 года и обнаруженная в 1973 году Н. В. Брагинской (впервые опубл. за рубежом в 1981), а также её мемуары, из которых пока опубликованы лишь фрагменты.

Признание

Переписка Фрейденберг и Пастернака выходила за границей на русском, иврите, английском, французском, немецком, голландском, японском языках. Научные труды изданы на русском, английском, польском, сербском/хорватском языках.

В России работы исследовательницы начали скупо публиковаться лишь после 1973 года. Её научные идеи и подходы стали в недавнее время предметом нескольких диссертационных исследований в России и за рубежом.

Избранные труды

  • Идея пародии: (набросок к работе) // Сб. работ в честь С. А. Жебелева. — Л., 1926. — С. 378—396.
  • Поэтика сюжета и жанра: период античной литературы. — Л.: Гослитиздат, 1936. — 454 с.; М.: Лабиринт, 1997. — 448 с.
  • Происхождение эпического сравнения (на материале Илиады) // Труды юбилейной научной сессии ЛГУ. Секция филол. наук. — Л., 1946. — С. 101—113.
  • К вопросу о происхождении греческой метрики // Ученые записки ЛГУ. Серия филологических наук. — Л., 1948. — Вып. 13. — С. 290—320.
  • Происхождение литературной интриги; Происхождение пародии; Что такое эсхатология? // Труды по знаковым системам. — Тарту, 1973. — Вып. 6. — С. 490—512.
  • Происхождение греческой лирики // Вопросы литературы. — 1973. — № 11. — С. 103—123.
  • Семантика первой вещи // Декоративное искусство СССР. — 1976. — № 12. — С. 16-22.
  • Семантика архитектуры вертепного театра // Декоративное искусство СССР. — 1978. — № 2. — С. 41—44.
  • Миф и литература древности. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1978. 605 с.; 2-е изд., испр. и доп. — М., 1998. Вкл. описание архива. 800 с.
  • Борис Пастернак. Переписка с Ольгой Фрейденберг / под ред. и с коммент. Э. Моссмана. — N. Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1981. — VII. — 377 с.
  • The correspondence of Boris Pasternak and Olga Freidenberg 1910—1954 / comp., ed., intro. E. Mossman. — L.: Secker & Warburg, 1982. — XXIV, 365 p.
  • Будет ли московский Нюрнберг? (из записок 1946—1948) / публ. Ю. М. Каган // Синтаксис. — 1986. — № 16. — С. 149—163.
  • Методология одного мотива // Труды по знаковым системам. — 1987. — Вып. 20. — С. 120—130.
  • Осада человека / публ. К. Невельского [Ю. М. Каган] // Минувшее: исторический альманах. — P.: Atheneum, 1987. — Вып. 3. — С. 9—44.
  • Миф и театр. — М.: ГИТИС, 1988. — 132 с.
  • Система литературного сюжета // Монтаж: Литература. Искусство. Театр. Кино. — М.: Наука, 1988. — С. 216—237.
  • Воспоминания о Марре // Восток-Запад: Исследования. Переводы. Публикации. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988. — С. 181—204.
  • Борис Пастернак — Ольга Фрейденберг. Письма и воспоминания // Дружба народов. — 1988. — № 7—10.
  • «Эйрена» Аристофана // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. — М.: Наука, 1988. — С. 224—236.
  • Утопия // Вопросы философии. — 1990. — № 5. — С. 148—167.
  • Переписка Бориса Пастернака. — М.: Худ. лит-ра, 1990. — С. 19—296.
  • Университетские годы (отрывки воспоминаний) // Человек. — 1991. — № 3. — С. 145—156.
  • <Вступление к греческому роману> // Диалог. Карнавал. Хронотоп. — 1995. № 4. — С. 78—85.
  • О неподвижных сюжетах и бродячих теоретиках// Одиссей. Человек в истории. — Т. 7. — М.: Наука, 1995. — С. 272—297.
  • Этюды по семантологии литературных форм. Паллиата. Глава 21. // Лотмановский сборник. 1. — М.: ИЦ-Гарант, 1995. — С. 704—718.
  • «Игра в кости»// Arbor mundi. — 1996. — № 4. — С. 163—172.
  • Поэтика сюжета и жанра. — М.: Лабиринт, 1997.
  • Image and concept: mythopoetic roots of literature. / N. V. Braginskaia, Kevin Moss, eds. — Amsterdam: Harwood Academic, 1997.
  • «Крест в могиле». // Arbor mundi, 1998, № 6.
  • Проблема греческого литературного языка. // От слова к смыслу: Проблемы тропогенеза. — М.: УРСС, 2001.
  • Целевая установка коллективной работы над сюжетом о Тристане и Исольде. Воспоминания о Марре. // Сумерки лингвистики: Из истории отечественного языкознания. Антология. — М.: Academia, 2001. — С. 325—339, 425—443.
  • Въезд в Иерусалим на осле // Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. — М., 1998. — С. 623—665.
  • Пастернак Б. Пожизненная привязаность. Переписка с О. М. Фрейденберг. — М.: Арт-Флекс, 2000.
  • The Race of Life/ Writing the siege of Leningrad: women’s diaries, memoirs, and documentary prose. / Cynthia Simmons, Nina Perlina, eds. — Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 2002. — P. 64—75.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ