Мартин (Марти) Адам Фридман (англ. Martin Adam «Marty» Friedman; 8 декабря 1962, Лорел, штат Мэриленд) — американский музыкант, прежде всего известен как гитарист и бэк-вокалист американской трэш-метал-группы Megadeth в 1990—2000 годах.
В 1986 Марти познакомился с Джейсоном Беккером. Вместе они создали группу «Cacophony». После её распада, в 1989, Марти присоединился к «Megadeth».
Биография
Мартин Адам Фридман родился в городе Лорел (штат Мэриленд), в еврейской семье. Его дедушки и бабушки происходили из России и Австрии. Отец работал в Агентстве национальной безопасности, мать была литератором. Под впечатлением от концерта группы Kiss в четырнадцатилетнем возрасте самостоятельно выучился играть на гитаре.
Deuce (1978—1981)
В 1977 году в Лореле подростки Марти Фридман и Том Гаттис (Tom Gattis) собрали свою первую группу, названную Deuce. Марти Фридману было тогда 15, а Тому — 14, но сыграть песни Ramones, Generation X и Kiss нота в ноту для них не представляло особого труда. Гаттис мог играть по нотам с листа — сказались годы учёбы в музыкальной школе по классу флейты; а Фридман, будучи самоучкой, всегда всё подбирал на слух. Сразу после доукомплектования группы ударником Крисом Тинто (Chris Tinto) и бас-гитаристом Стивом Летером (Steve Leter) они начали активно сочинять и исполнять весьма агрессивный рок-н-ролл. Каждый вечер молодые люди со всего района собирались на мощные и агрессивные звуки, доносившиеся из этого сарая, и репетиции Deuce часто плавно переходили в концерт с вечеринкой.
Deuce стала самой молодой рок-группой в городе, и их ночные «репетиции концертного типа» скоро стали знаменитыми на весь Вашингтон, округ Колумбия. За один концерт помимо песен на зрителей выливались тонны бунтарской энергии.
Со временем вокалист Эдди Дей был уволен, а вокал у Тома Гаттиса оказался не хуже, а местами даже и лучше, чем у Дея. Образовавшемуся новому классическому составу Deuce предстояло стать вашингтонской легендой рок-музыки.
Популярность Deuce взлетела в первую очередь благодаря их по-юношески энергичной, откровенной, яростной и современной оригинальной музыке, исполняемой ими практически в каждом клубе округа. Эти выступления создали Deuce популярность, распространившуюся на штаты Нью-Йорк, Делавэр, Мэрилэнд и Вирджинию. Поклонников группы можно было уже исчислять тысячами — иногда они проделывали путь в сотню километров для того, чтобы присоединиться к вечеринке, что было типичным сопровождением шоу Deuce ещё со времен выступлений в «сарае».
Одноимённый дебютный альбом, записанный в 1979 году, достаточно точно запечатлел данную ступень в развитии группы. Запись была выполнена за 2 дня — в первый день были записаны все основные вокальные/гитарные/бас-гитарные и барабанные партии, а через три дня дописано всё остальное.
Однако, никакой поддержки со стороны звукозаписывающих компаний молодые ребята тогда так и не нашли.
В 1981 году Марти вместе с Deuce перебрался жить на Гавайи. Но на Гавайях Deuce просуществовал недолго, и к концу года их деятельность прекратилась.
Vixen, Aloha, Hawaii (1981—1987)
В 1982 году Марти Фридман собрал новую группу, названную Vixen. В состав группы вошли вокалистка Ким Ла Шанс (Kim La Chance), бас-гитарист Кимо (Kimo) и ударник Джефф Грэйвс (Jeff Graves). В таком составе Vixen записали один пятидорожечный мини-альбом Made In Hawaii и один сингл для компиляции U.S. Metal, Vol.2, после чего в группе произошли перемены — Ла Шанс была заменена на вокалистку Лайзу Руиз (Lisa Ruiz), а название Vixen — на Aloha (c гавайского, «привет»). Единственная существующая запись Aloha — сингл Heavy Metal Virgin, записанный специально для сборника Metal Massacre 2.
Менее чем через год после основания Vixen, Марти и Джефф собрали новую группу — Hawaii с вокалистом и бас-гитаристом Гэри Сен-Пьером (Gary St. Pierre). Позже его вокал заменил Эдди Дей, оригинальный вокалист Deuce. В Гонолулу они записали свой дебютный долгоиграющий альбом, One Nation Underground. Музыкально Hawaii сильно напоминали утяжеленный Judas Priest, которые на тот момент были очень популярны, но с оригинальным уклоном в японские и арабские мелодии. Хотя запись оставляла желать лучшего.