Василий Павлович Храмченко (1907—2002) — советский лётчик, участник Великой Отечественной войны, полковник авиации в отставке.
В первый день Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года одним из первых советских лётчиков сбил немецкий самолет и совершил воздушный таран. Принимал участие в таких крупных военных операциях, как Московская битва, Курская битва, Белорусская наступательная операция, Висло-Одерская операция и битва за Берлин, пройдя путь от командира эскадрильи до командира дивизии. Освоил и летал почти на всех типах самолётов.
В 1946 году по ранению был демобилизован и связал свою судьбу с городом Тула. Работал в Тульском аэроклубе, на Тульском машиностроительном заводе и в Тулгорстрое. Являлся членом президиума областного Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Почётный гражданин городов Тулы, Плавска и посёлка Волово Тульской области.
Биография
Ранние годы
Родился 13 марта 1907 года в посёлке Ивот Дятьковской волости Брянского уезда Орловской губернии (ныне Брянская область России) в многодетной крестьянской семье. Окончил четырёхлетнюю церковно-приходскую школу. С 13 лет помогал по хозяйству, научился пахать, косить, запрягать лошадь и доить корову.
С детства «заболел» авиацией, когда увидел в небе настоящий самолёт. Окончил вечерний рабфак и подготовительные курсы в Ленинграде. В 1929 году по комсомольской путевке направлен в ряды РККА. Член ВКП(б)/КПСС с 1931 года.
В 1931 году окончил Рязанскую пехотную школу, в 1932 году — Саратовскую танковую школу, в 1934 году — Борисоглебскую школу лётчиков имени Чкалова. Командовал взводом 163-го образцового полка в Белгороде, танковым взводом. Затем был командиром звена в авиачастях в Баку и Тбилиси, командовал авиаэскадрильями в Борисоглебской, Львовской и Черниговской авиашколах. Освоил и летал почти на всех типах самолётов.
В 1937 году получил свою первую награду за успешное выполнение задания Генерального штаба Красной Армии по фотографированию ирано-иракской границы.
Перед войной служил в Черниговском военно-авиационном училище.
Первый воздушный бой
Участник Великой Отечественной войне с первого дня. На рассвете 22 июня 1941 года принял свой первый воздушный бой около Чернигова (ныне Украина). По воспоминаниям Храмченко, «Это было в Чернигове. Я командовал эскадрильей, сформированной авиационной школой. Готовились к открытию учебных лагерей на аэродроме „Певцы“. Около 4 часов утра мы с дежурным проверяли, все ли готово. Вдруг услышали в небе гул приближающихся самолётов, а затем увидели с запада и сами бомбардировщики. Они приближались к нашему аэродрому. Это были немецкие самолеты „Хейнкель-111“. Их было 27. Летели клином — три девятки. Внезапно одна девятка отстала от других и стала перестраиваться. Другие самолеты улетели дальше. От оставшихся самолетов отделились черные точки. Неужели бомбы, промелькнула страшная догадка. И в самом деле! Да ведь это же война!»
Храмченко взлетел на своём истребителе И-16, чтобы достать немецкие бомбардировщики. Немецкие лётчики дважды безуспешно бомбили мост через Десну. Сократив расстояние до ведущего самолёта до 100 метров, Храмченко длинной очередью подбил его. Затем завязал воздушный бой с оставшимися 8-ю бомбардировщиками. Атаковав очередной бомбардировщик, добился попадания, и из самолёта пошёл дым, но он продолжал лететь. В этот момент закончился боекомплект, и Храмченко принял решение идти на таран. Срезал своим винтом хвост бомбардировщика, но и сам попал под обстрел и пошёл к земле. Храмченко сумел выброситься из кабины только перед самой землей. Самолёт упал на землю и взорвался на несколько секунд раньше него, и тем самым, взрывная волна смягчила удар при падении. Был сильно контужен и направлен в госпиталь на излечение.
Дальнейшая служба
После излечения в госпитале врачи запретили ему летать на истребителях. Пришлось пересесть на тихоходный ночной бомбардировщик Р-5.
Храмченко было поручено срочно восстановить боеспособность воздушной дивизии. Бывший её командир приказал лётчикам рассредоточиться по разным аэродромам, при этом часть самолётов улетела, а часть уже была уничтожена. Храмченко собрал оставшиеся самолёты и взялся за работу.