Олег Николаевич Целков (род. 15 июля 1934 года, Москва) — русский советский художник.
Биография
Родился в семье экономистов, работавщих на авиационном заводе. С 1949 по 1953 учился в МСХШ. Один год проучился в Минском художественном институте, ещё год — в Академии художеств им. И. Е. Репина в Ленинграде, был исключён. Был принят на постановочный факультет в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино им. Н. К. Черкасова, где завершил образование. Ученик Н. П. Акимова.
Первая квартирная выставка Олега Целкова в Москве состоялась в 1956 году усилиями Владимира Слепяна.
В 1961 году переезжает в Москву.
Первая официальная персональная выставка прошла в 1965 году в Институте атомной физики им. Курчатова в Москве. С 1970-х годов выставляется в Европе и США.
Начиная с 1960 года, с картины «Портрет», в течение последующих сорока лет в живописи разрабатывает единственный сюжет — образы деформированного человеческого лица и фигуры, напоминающие зловещие маски или человекоподобного мутанта. Его портреты стали своеобразной реакцией на новые формальные приемы сурового стиля. Особая черта его картин — «шаблонность», крупный масштаб и яркие анилиновые цвета. На творчество повлияли современные примитивисты и поздний Малевич.
В 1977 году по «предложению» властей покинул СССР. Живет в Париже. Французского гражданства не принял, почти четыре десятилетия оставался апатридом. В июне 2015 года был принят в гражданство Российской Федерации.
В 2004 году прошли 2 персональные выставки Целкова: в Русском музее и в Государственной Третьяковской галерее.
В 2010 году, на совместной с тремя другими корифеями нонконформизма выставке Олега Целкова в фонде «Екатерина» была показана авторская керамика и бронза, узнаваемые «целковские» фигуры и головы; на VIDEO с 1 мин. 50 с.
Летом 2014 года в фонде «Екатерина» прошла большая юбилейная выставка Олега Целкова «Бубновый туз».
Его персонажи <…> остаются загадкой. Они непроницаемы, как скульптуры, в которых, кажется, готов проснуться скульптор. Одна из его работ так и называется — «Скульптор и скульптура». На переднем плане — огромное таинственное лицо, глядящее на нас из камня. К его макушке приставлено долото мастера, но лицо самого скульптора — на заднем плане, небольшое, почти исчезающее. Творение странным образом оказывается больше самого человека.— рецензия критика Жанны Васильевой в «РГ»
Скульптурные опыты Олега Целкова представлены на сайте Галереи Саатчи, и на сайте давнего почитателя таланта Целкова, коллекционера Игоря Цуканова.
Работы находятся в собраниях
- Государственная Третьяковская галерея, Москва
- Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
- Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
- Государственный Центр современного искусства, Москва
- Музей Циммерли (Nancy and Norton Dodge Collection) Ратгерского университета, Нью-Брансуик, США
- Музей «Другое искусство», Москва
- Новый музей, Санкт-Петербург.
- Flying in the Wake of Light, Лондон
Литература
- Каменский А. А. Олег Целков.. — Париж, Москва, Нью-Йорк.: Третья волна, 1992.
- «Другое искусство»: Москва 1956—1976. В двух томах / Сост. Л. П. Талочкин, И. Г. Алпатова. — Москва: Художественная галерея «Московская коллекция», СП «Интербук», 1991. — Т. 1, 2. — С. 19, 23, 24, 36, 38, 55, 83, 126, 129, 138, 173, 181, 182, 194, 223, 225, 228, 234, 242, 247, 249, 251, 253, 256, 259, 320, 329 (I); 9, 181-183 (II), ил., портр.. — Т.1: 342 с.; Т.2: 234 с.
- Nicolas Iljine; J Englund. Tselkov: Paintings, Sculpture, and Etchings. — SDZY Publishing, 2011. — 20 с. — ISBN 9781613642092.