Инна Самойловна Чернецкая (урождённая Бойтлер; 29 августа 1894 — 1963) — танцовщица, хореограф, теоретик танца. Основатель «синтетического» направления в танце.
Биография
Инна Самойловна Бойтлер родилась в Риге (по другим сведениям в Москве), в еврейской семье. Её братья — актёр-комик Аркадий Бойтлер, архитектор и инженер-строитель Вениамин Бойтлер и велогонщик Михаил Бойтлер, сестра — Анна Бойтлер.
После окончания гимназии в 1910 году изучала естественные науки в Берлинском университете и одновременно училась в школе танца у Элизабет Дункан, сестры танцовщицы Айседоры Дункан. Перевелась в Лозаннский университет на историко-философский факультет, позже училась в Мюнхене (музыке у А. Сахарова и живописи у А. Явленского). В это время пластический и ритмический танцы получили распространение в России благодаря успешным выступлениям здесь Айседоры Дункан. Параллельно с учёбой (в это время она специализировалась у Рудольфа фон Лабана) Чернецкая занималась теоретическими основами «синтетического танца». В начале 1914 года она продолжила учёбу в академии гимнастики Эмиля Жак-Далькроза, а летом 1914 года возвратилась в Россию.
Поселившись в Москве, она занималась в школе балетмейстера М. Мордкина и на драматических курсах А. Адашева. В том же 1914 году И. С. Чернецкая открыла свою школу-студию на пересечении Садовой и Тверской улиц (дом № 10), где стремилась объединить в постановке музыку, живопись и различные виды сценического движения. Созданный ею танец, стремившийся к слиянию хореографии с живописью, музыкой и драмой, получил название «синтетического».
Её первое сольное выступление состоялось в театре Зимина в 1915 году. Тогда же она открыла собственные классы для подготовки актёров «синтетического театра», где обучали пластике, акробатике и жесту (в 1919 году студия была зарегистрирована как государственная).
В 1916 году ателье Ханжонкова выпустило на экран картину с участием русской актрисы Веры Холодной. Одним из продюсеров картины был брат Чернецкой — Аркадий Бойтлер. Главную героиню картины звали «Инна Чернецкая».
В 1917 году Инна Чернецкая выходит замуж за Бориса Щербакова и у неё рождается сын Юрий Щербаков. В годы Гражданской войны Чернецкая вывезла студию в Кисловодск. На открытии студии в Кисловодске выступол поэт Вячеслав Иванов. Помимо работы в стидуу, И. С. Чернецкая преподавала в Кисловодской консерватории, читала лекции, устраивала показательные вечера, в которых принимали уачастие известные артисты и поэты. В 1920-х годах она возвратилась в Москву и вновь открыла свою студию при хореологической лаборатории (1923). Сотрудничала с международными журналами, в частности, участввовала в дискуссии между «дункановскими» и «мюнхенскими» сторонниками развития танца.
В 1922 году Чернецкая участвует в первой балетной олимпиаде.
В 1923 году Инна Чернецкая выступает на юбилее Брюсова в Большом Театре с композицией Пан (на музыку К. Донаньи). Известна серия фотографий, сделанных в родной для Пана стихии, среди деревьев, с полуобнаженными танцовщиками в чувственных позах.
В 1925(?) году Инна Самойловна едет в Париж и Германию в составе делегации по подготовке всемирной выставки. Знакомиться с Коровиным (будет состоять с ней в переписке до конца жизни) также восстанавливает контакты со своей хореографической школой и учителями, продолжает серьезно готовить теоретическое обоснование своего творчества. В 1927 году создает балет «Сталь». Пытается найти композитора, в феврале 1927 года, обращается к Прокофьеву (неудачно). Но в декабре 1927 года композитор Мосолов представляет увертюру этого балета (Завод)
С 1928 года — педагог режиссёр в Большом Театре.
В 1929 году начинается борьба со студийным танцевальным движением. У Чернецкой отбирают помещение студии, её квартиру на Арбате уплотняют, к ней приставляют соседку стукачку. В 1933 умирает Луначарский. Чернецкая работает в ГОСЕТ, позже переходит на работу постановщиком танцев к Станиславскому в Московскую консерваторию
После войны продолжает преподавать в Московской консерватории.
Труды
- Основные элементы искусства танца (методические указания для руководителей танцевальных кружков). Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК СССР. Всесоюзный дом народного творчества им. Н. К. Крупской. Музкомбинат. М.: Типография «Красный воин», 1937.
Ссылки
И. С. Чернецкая в энциклопедии балета