Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Чжан Бинлинь: биография

Преподаватели Патриотического училища еженедельно выступали с публичными лекциями в парке Чжанъюань, причём лекции превращались в митинги на темы патриотизма и революции; активное участие в них принимал и Чжан Бинлинь. Материалы его лекций публиковались в журнале «Мир молодёжи», где увидело свет, например, «Опровержение учения Кан Ювэя о революции». Кан Ювэй проповедовал родство маньчжуров и ханьцев и полагал, что в Китае невозможно осуществить революцию и республиканскую форму правления; если же их всё-таки реализовать, воцарится хаос, который не будет иметь аналогов в мировой истории. Эти взгляды категорически противоречили доктрине Чжан Бинлиня.

Арест и заключение

12 и 13 июня 1903 года в газете «Су бао» вышла статья «Опровергаю критику революции», написанная совместно Чжан Бинлинем и его коллегами. В статье выражалась надежда, что в случае начала революции великие державы поддержат свержение маньчжурской династии и восстановление национальной независимости ханьцев. В результате наместник Вэй Гуандао направил в Шанхай комиссара; из шестерых участников публикации были арестованы Чжан Бинлинь и Цзоу Жун (30 июня и 1 июля); остальные предпочли скрыться. 7 июля были закрыты и газета, и Патриотическое училище. Чжан Бинлинь публично заявил, что собирается принести себя в жертву, причём шанхайская пресса его не одобряла.

Цинские власти попытались перевести Чжан Бинлиня и Цзоу Жуна в Пекин, но общественность восприняла это как попытку расправы. Вообще судебный процесс способствовал повышению авторитета революционеров в Китае. Однако иностранные консулы Шанхая не позволили вывезти арестованных из сеттльмента, суд был международным. Поначалу Чжан Бинлинь был приговорён к пожизненному заключению, но вскоре дело было пересмотрено, и н получил 3 года каторжных работ с высылкой из Шанхая после отбытия наказания. Родственники и ученики добились для Чжана разрешения читать и вести записи, снабжали его книгами. В тюрьме в нём пробудился интерес к буддизму, и он усердно штудировал сутры, зачастую читая от отбоя до побудки. Днём он работал в швальне: шил следки и арестантские робы, но вскоре его перевели делать шаблоны для иероглифов, которыми метили одежду заключённых. Под конец срока он получил место кашевара, которое позволяло красть продукты и лучше питаться. Тем не менее, условия заключения были тяжёлыми: узники содержались в одиночных камерах, продовольственные посылки не разрешались, даже книги передавались только без переплёта. В тюрьме свирепствовал туберкулёз, от которого незадолго до освобождения скончался Цзоу Жун.

Заключённый Чжан Бинлинь приносил много хлопот администрации: вёл себя крайне воинственно, регулярно дрался с заключёнными и охранниками, объявлял недельную голодовку. Его воспоминания о заключении были опубликованы в 1907 году. 29 июня 1906 года срок заключения кончился, на это Чжан отреагировал шуткой: «Мне сейчас выходить? Но ведь читать книги можно и здесь». У ворот тюрьмы его встречала большая группа коллег и учеников, а также Цай Юаньпэй, который должен был встретить его по просьбе Сунь Ятсена и доставить в Японию. В тот же день он сел на пароход.

Эмиграция

15 июля в честь Чжан Бинлиня, прибывшего в Токио, был организован торжественный банкет, причём у дверей гостиницы его встречали более 2000 студентов. Чжан произнёс речь, «полную глубокого сокровенного смысла». В этой речи он напрямую увязывал процесс исторического развития на Востоке и на Западе с распространением мировых религий — христианства и буддизма. Исторический процесс имеет троичную природу, то есть все стадии общественного и духовного развития имеют три ступени, например, в духовном отношении человечество последовательно проходит этапы пантеизма и монотеизма, чтобы смениться атеизмом. В случае перескакивания через ступень прогрессивной социальной системы не получится: помешают явления, свойственные системе на два порядка ниже по развитию. Собственно о содержании понятия «революция» Чжан Бинлинь почти не упоминал.

В Японии Чжан был сразу принят в ряды Тунмэнхуэя и немедленно стал главным редактором журнала «Минь бао». Из 26 вышедших номеров Чжан Бинлинь лично отредактировал 16 (не считая отдельного альманаха «Кара Неба»), причём № 22 и 24 целиком состояли из его материалов, опубликовал 80 собственных статей. В Японии он стал пользоваться литературным псевдонимом Чжан Тайянь, который позднее превратил в собственное имя. В своих статьях он активно полемизировал с последователями Кан Ювэя и Лян Цичао, но стремился придать полемике спокойный, академический характер. Он активно проповедовал анархические идеи, окрашенные в буддийские тона, излагал теорию эволюции, пропагандировал учение Сунь Ятсена.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ