Михаил Олегович Шахов (род. 31 мая 1965, Москва, СССР) — российский религиовед, философ и правовед, специалист по истории и философии старообрядческой книжности, государственно-конфессиональным отношениям. Доктор философских наук, профессор.
Старообрядец-федосеевец, ответственный секретарь Совета православных церковных приходов Преображенского монастыря.
Биография
Родился 31 мая 1965 года в Москве.
В 1988 году окончил Московский химико-технологический институт имени Д. И. Менделеева.
В 1989—1994 годы — ответственный секретарь Историко-богословского общества и главный редактор ежегодного «Журнала Историко-богословского общества».
В 1990—1997 годы – сотрудник Научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки.
С 1993 года — ответственный секретарь Совета православных приходов Преображенского монастыря.
В 1995 году окончил аспирантуру Института философии РАН.
В 1996 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Философские аспекты старообрядчества в русской культуре XVIII в.» (Специальность — 09.00.03 «История философии»).
С 1997 года — директор Старообрядческого исследовательского центра, главный редактор журнала «Древлеправославный вестник».
В 1997—2000 годы — главный специалист Организационного управления Российской государственной библиотеки.
В 1998 году получил бакалавриат по юриспруденции.
В 2000 году в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации защитил диссертацию на соискание учёной степени на степень доктора философских наук по теме «Старообрядческое мировоззрение: религиозно-философские основы и отношение к обществу» (Специальность — 09.00.06 «Философия религии»). Научный консультант — доктор исторических наук, профессор М. И. Одинцов.
С 2004 года по настоящее время – эксперт Комитета по делам общественных и религиозных организаций Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
В 2000—2009 годы – профессор и заместитель заведующего кафедрой государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте РФ.
В 2007 году присвоено учёное звание профессора.
В 2008 году вошёл в состав Экспертного совета Комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций.
В 2009—2011 годы — эксперт РАГС при Президенте РФ.
С 2011 года — профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Профессор кафедры конституционного и муниципального права Российского государственного торгово-экономического университета.
Преподавал в Российском государственном гуманитарном университете.
Преподаватель Сретенской духовной семинарии.
Член рабочей группы по совершенствованию законодательства о свободе совести Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации.
Заместитель главного редактора журнала «Национальные интересы».
Член редакционной коллегии журнала «Религия и право».
Член Административного совета Франко-российского общества юристов.
Член Общества сравнительного правоведения.
Автор более 100 научных работ, включая 5 монографий.
Научная деятельность
В работах М. О. Шахова исследовано религиозно-философское содержание старообрядческого мировоззрения. Проводя анализ текстов, он сделал попытку показать старообрядчество естественным ответом традиционного православного мировоззрения на осуществлённую в XVII в. никоновскую реформу, которая была воспринята как угроза искажения глубинных основ этого мировоззрения. М. О. Шахов доказывает высокий уровень произведений старообрядческой книжности, где находит развитую религиозно-философскую мысль, где отражена целостная и логически связная система воззрений с развитым набором понятий. Кроме того он показывает философско-мировоззренческую противоположность в доктринах протестантизма и старообрядчества. Им исследована разработка старообрядческими мыслителями вопросов взаимоотношения в процессе познания социальных ролей личности и авторитета, а также их представления об истине и её критериях. Он полагает, что данные темы являлись очень важными для старообрядческой мысли, поскольку произошедший раскол привёл к глубокому мировоззренческому упадку и поставил вопрос о границах повиновения личности авторитету церковной иерархии. М. О. Шахов также особое внимание уделено изучению историософских и социальных воззрений старообрядчества, наряду с вопросами его взаимоотношений с современным государством и обществом.