Леонид Владимирович Шервуд (16 [28] апреля 1871, Москва — 23 августа 1954, Ленинград) — советский скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Был в числе первых скульпторов, осуществлявших ленинский план «монументальной пропаганды», начиная с 1918 г. Представитель импрессионистского направления в советской скульптуре раннего периода («памятник Радищеву», 1918), и соцреализма (знаменитая героическая фигура «Часового», 1933). Автор официозных скульптурных портретов.
Биография
Младший сын известного русского скульптора и архитектора В. О. Шервуда, брат архитектора В. В. Шервуда.
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1886—1891), где обучался живописи у В. Е. Маковского и скульптуре у С. И. Иванова, затем — в Императорской Академии художеств (1892—1898) в мастерской В. А. Беклемишева. После окончания Академии с золотой медалью, полученной за скульптурную группу «Хан и невольница», продолжил в качестве «пенсионера» Академии обучение в Париже (1899—1900), где посещал академию Р. Жюлиана, мастерские О. Родена и Э. А. Бурделя.
Увлекался творчеством О. Родена и П. П. Трубецкого, определивших импрессионистическую направленность его собственных работ. Первой работой, выполненной после возвращения на родину, был гипсовый бюст А. С. Пушкина (1900—1902) для рабочей читальни за Невской заставой в Петербурге, где ещё в академические годы Шервуд преподавал в школах рисование.
К концу 1910-х стиль Шервуда эволюционирует в сторону модерна. По возвращении на родину проживал в основном в Петрограде (Ленинграде).
В 1918 году Л. В. Шервуд был привлечён к реализации ленинской «монументальной пропаганды». Выполнил первый памятник на эту тему — «памятник Радищеву». Гипсовые отливки «Радищева» были установлены в Петрограде и Москве. Гипсовый бюст, установленный в Петрограде 22 сентября 1918 года, перевести в бронзу не успели, поскольку во время весенней бури 1919 года скульптура упала с постамента и разбилась. В Москве памятник был открыт 6 октября 1918 года; в середине 1930-х годов при реконструкции площади Триумфальных ворот (ныне — Триумфальная площадь) был передан в Музей архитектуры им. А. М. Щусева в Москве.
Шервуд активно занимался педагогической деятельностью: с 1918 года преподавал в бывшей Академии художеств в Петрограде. В 1933 году выполнил знаменитого «Часового», ставшего каноническим образцом соцреалистической скульптуры.
Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Произведения
- 1904 — надгробие Г. И. Успенского на Волковском кладбище (бронза, гранит)
- 1906 — надгробие профессору С. М. Васильеву[уточнить] на петербургском Новодевичьем кладбище
- 1907 — надгробие Н. Г. Гарина-Михайловского на Волковском кладбище (бронза, гранит)
- 1912 — проект замка Ласточкино гнездо на Южном берегу Крыма.
- 1913 — памятник адмиралу С. О. Макарову на Якорной площади в Кронштадте (бронза, гранит)
- 1914 — надгробие А. В. Тищенко на Смоленском кладбище (гранит, мрамор).
- 1910-17 — работа над надгробным памятником М. А. Врубелю; выполнен лишь эскиз (гипс, Русский музей).
- 1918 — памятник Радищеву (гипс, Музей архитектуры им. А. М. Щусева в Москве).
- 1918—1919 — памятник А. И. Герцену (не сохранился).
- 1927 — портрет П. Л. Войкова (гипс, Русский Музей).
- 1928 — портрет И. В. Сталина (бронза, Музей политической истории в Петербурге).
- 1933 — «Часовой» (гипс, Третьяковская галерея; первоначально установлена перед входом в парк Центрального дома Красной Армии).
В 1930-е годы вышли книга воспоминаний: Путь скульптора. — Л.-М.: Искусство, 1937.
В 1952 году состоялась юбилейная выставка произведений Л. В. Шервуда («Вечерний Ленинград», 1952. — № 2).
Семья
Жена — Ольга Модестовна Гаккель
Дети:
- Екатерина, в замужестве Цымбал (Цинбал)
- Даниил
- Анастасия, в замужестве Романовская; её сын — писатель-фантаст Б. В. Романовский
- Степанида
- Леонид
- Лидия, в замужестве Лобанова
- Ирина
- Алексей
- Ольга