Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Шульц, Гавриил Александрович: биография

Мелкая пластика

В то время как работал художник всю жизнь над монументальными произведениями, тяготел он к камерному жанру мелкой пластики, в котором создал множество произведений, наделённых лирической проникновенностью и содержательной простотой. Это работы в разнообразных материалах: от пластилина, глины, дерева и пластмассы до цемента, кованного метала и мрамора, значительное число работ выполнено в малотиражной майолике. Этюдность произведений в жанре ню, как нельзя лучше воплотила в себе его тенденцию к импровизации, сочетаемой с упоённым любованием совершенством форм при глубоком знании натуры, в отношении керамики скульптора справедливо отметить, определённо прослеживаемую творческую линию, также продолжающую матвеевскую традицию.

Знаток натуры

Г. А. Шульц регулярно помогал другим скульпторам, которые прибегали к его содействию из осознания того, что «вмешательство» этого авторитетного знатока натуры гарантирует успех при всесокрушающем, беспощадно «анатомирующем» худсоветском цензе. «Гавриил Александрович — знаток обнаженной натуры», — говорили скульпторы его поколения, и это очевидно, но есть несколько тем, разработкой которых он озадачивался всю жизнь, и небезуспешно: портрет ученого, материнство, наконец, уже упомянутая — пушкинская (здесь опять же можно наблюдать след мировоззрения, о котором сказано выше, даже в обращении его к безнадежно девальвированной халтурными штамповками теме «человека труда» мы можем наблюдать добросовестность и следование лучшим традициям пластики («Портрет шахтёра из города Сакаля», 1965, ГРМ).

Пластика — это, наверное, закон диалектики о всеобщей связи и взаимосвязи в применении к формам человеческого тела. Легко точно скопировать модель («Я уже теперь и забыл, как это делается, а ведь „глаз“ был: за рисунок Муция Сцеволы ещё в Одессе медаль получил») ...А ведь у скульптора миллион точек зрения. И с каждой точки зрения форма должна быть живой, соединённой с соседними формами... Энгр, сравнивал рисунок с корзиной: вытащи прутик — и вся корзина развалится. Так скульптура: врёт одна форма — и все умерли. Гавриил Шульц

Круг художника

Дружеские отношения связывали Г. А. Шульца с художниками П. А. Осолодковым и Г. Н. Трауготом, с дальним родственником А. М. Лаптевым (автор образов и первый иллюстратор «Незнайки» Н. Н. Носова), с юности — с анималистом Г. Е. Никольским, скульптором, тоже «матвеевцем», Б. Е. Каплянским, и выдающимися мастерами старшего поколения С. Д. Лебедевой и Н. М. Чернышёвым, и младшего — Я. Н. Купреяновым, А. П. Файдыш-Крандиевским, — со многими другими. Он входил во Всебелорусское объединение художников (Минск. 1927—1930), в котором состояли, через много лет участвовавшие с ним в «Выставке пяти», художники М. М. Аксельрод и М. Х. Горшман.

Как искусствовед, Г. А. Шульц выступал с докладами о А. С. Голубкиной, А. Т. Матвееве, С. Д. Лебедевой, П. Трубецком, П. В. Кузнецове и др. Касаясь этой стороны его деятельности следует вспомнить о его творческих контактах со знатоком древнерусской пластики Г. К. Вагнером, которого он знал ещё по Сибири, в витебскую пору — с искусствоведом Петром Евгеньевичем Даркевичем, отцом ведущего российского этнографа-мидиевиста В. П. Даркевича. В педагогической деятельности Г. А. Шульца весомо сказались его эрудиция и философский склад ума.

Скопировать — быстро. Делать и переделывать, пока не станешь понимать общее, пока фигура, лепленная с натуры, не превратится в нечто целое, не уподобится единой колонне. Привычку к длительному этюду я ещё у Матвеева приобрёл. Мы, его ученики, называли наброски «разбросками». Да и мне нравится только организованная скульптура. Гавриил Шульц

Ценил творчество Г. А. Шульца и такой взыскательный критик как В. А. Фаворский.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ