Степан Дмитриевич Эрьзя (настоящая фамилия Нефёдов; 27 октября (8 ноября) 1876, село Баево, Алатырский уезд Симбирской губернии, ныне Ардатовский район республики Мордовия — 24 ноября 1959, Москва) — российский и советский художник, ваятель, мастер скульптуры из дерева, представитель стиля модерн. Псевдоним отражает принадлежность художника к этнической группе эрзя в составе мордовских народов.
Биография
Степан Дмитриевич родился 27 октября (8 ноября) 1876 года в эрзянском селе Баево в семье крестьянина.
Был крещен в Покровской церкви с. Ахматова (ныне - Алатырский район Чувашии). Детство прошло в деревне Баевские Выселки (ныне посёлок Баево), селах Алтышево, Ахматово.
Окончил церковно-приходскую школу в с. Алтышеве. В 1892 году семья переехала в Алатырь. Первые уроки изобразительного искусства получил в иконописных мастерских Алатыря и Казани, где занимался росписью церквей приволжских сел и городов.
С 1902 по 1906 годы учился в МУЖВЗ у С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого.
С 1906 по 1914 годы скульптор жил в Италии и Франции. Мастер здесь создал произведения «Тоска» (1908), «Тюремный священник», «Последняя ночь» (1909), «Каменный век» (1911), «Марта» (1912). Участвуя в международных выставках в Венеции, Милане (1909), выставке «Осенний салон» в Париже (1912), получил мировое признание. В этот период своего творчества мастер стоял на пути революционного обновления искусства скульптуры, опираясь на достижения мирового искусства и народное творчество эрзянского народа.
Основные темы и мотивы искусства
Новый этап в развитии искусства Эрьзи начинается после Октября 1917. Послереволюционное десятилетие стало одним из самых трудных в жизни Эрьзи, полным неожиданных поворотов и потрясений. Он с надеждой принял революцию и с энтузиазмом включился в План монументальной пропаганды. В поисках материала, лучших условий для работы и с желанием учить мастерству скульптуры новое поколение он ездит по стране: с 1918 по 1921 год Степан Дмитриевич жил на Урале (в селе Мраморском и Екатеринбурге), с 1921 по 1922 годы живёт в Новороссийске, Батуми (1922), Баку (1923-1925). За этот короткий период им создан ряд монументальных произведений:
Скульптуры Степана Эрьзя на фасаде «Дома союза горняков» в Баку |
- памятник «Освобожденному труду». «Уральским коммунарам», «Карлу Марксу» в Екатеринбурге;
- В. И. Ленину в Батуми (1922);
- скульптурное оформление Дома союза горняков в Баку (1923);
- работы в станковой пластике: «Народный трибун», «Узник» (1920), «Жертвы революции 1905 года» (1926) и др.
Со временем взаимодействия с властью осложняются тем, что главенствующее положение в культурной политике заняли представители левых течений в искусстве, отношение которых к творчеству Эрьзи было негативным. Только 30 лет спустя в Аргентине, рассказал Эрьзя о пережитом в те годы Л. Орсетти:
Повсюду господствовали футуристы... В Екатеринбурге я видел, как футуристы уничтожили произведения искусства, которые были плохими по их мнению... и в музеях, и то, что дарили в музей коллекционеры произведений искусства, владельцы магазинов... В Екатеринбурге сожгли даже большую библиотеку.... |
- Эрьзя вспоминает далее о том, что собственное мнение и свою позицию в искусстве он отстаивал перед любой властью. На Урале ему пришлось пережить наступление Колчака. И может быть только потому, что он не был облечен никакими правами, никакими полномочиями, он остался жив. Эрьзя вспоминает, что белые его знали,«…ценили мои произведения, меня самого, несмотря на то, что я резко защищал красных от обвинений белых…».. И он продолжает, что в революционную эпоху, когда господствовала анархия,«… были те, кто разрушал, чтобы только разрушить… но были и люди высокой культуры, например Луначарский».
- На Урале и на Кавказе скульптор создал десятки произведений, в которых образы революционного народа и его вождей героизированы в духе классицистической традиции. Зритель, однако, не был готов воспринимать обнаженным «Великого кузнеца мира» и тем более произведения на библейские темы, — например знаменитую «Еву» (1919) или барельеф «Иоанн Креститель» (1919 г.), которые скульптор продолжал создавать, как бы не ведая никаких запретов. И на Урале, и на Кавказе под руками мастера был его излюбленный материал — мрамор. Но поскольку реализация Плана монументальной пропаганды происходила в сжатые сроки, многие произведения Эрьзя выполнил в цементе и впоследствии они были утрачены.