Эрьзя, Степан Дмитриевич: биография
Скульптор не только стал покорителем кебрачо, как писала о нём аргентинская пресса. Он делал зарисовки типов местного индейского населения, видел остатки древних поселений гурани, не боялся путешествовать верхом и на лодках. Эрьзя трижды побывал в сельве в 1929 году, когда ему было 54 года, в 1937 году — в возрасте 62 года и в 1941 году — в 66 лет. Для постижения культуры Аргентины и традиций её народа каждая из этих длительных поездок имела огромное значение. Образ жизни индейцев сельвы, их верования и искусство, языческое по своей сути, привлекало Эрьзю. Это тоже сближало его с самыми значимыми тенденциями становящейся художественной культуры Аргентины. В лесах Чако скульптор нашел материал, заметно изменивший все его искусство. Он возвращается с целым запасом древесины, которая покорила его своей плотностью, выразительной текстурой, многообразием природных окрасок — от белого и золотистого до темного, коричневого с красноватым оттенком. Тайны обработки этого дерева, которое даже индейцы называли «Ломай топор!» ему ещё предстояло открыть.
Возвращение из эмиграции в СССР
В 1950 году получил разрешение советского руководства на возвращение в СССР и в 1951 приехал на родину, привезя огромную коллекцию своих работ (180 скульптур из дерева, гипса, бронзы, мрамора — общим весом 175 тонн). По возвращении в СССР правительство выделило ему мастерскую в Москве в районе Сокола — Песчаных улиц в подвале, где Эрьзя работал и устроил постоянную выставку своих работ. Чтобы посетить её, нужно было всегда отстоять длинную очередь. Автор, с редкой длинной бородой, как правило, сам провожал посетителей по подвалу.
В 1956 году Эрьзя был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Художник скончался в Москве 24 ноября 1959 года. Похоронен в Саранске.
Псевдоним скульптора
Все творчество Эрьзи проникнуто чувством глубокого патриотизма. Живя подолгу в разных странах, он всегда помнил о своем народе и горячо любил его. Эта любовь выразилась и в выборе псевдонима, происходящего от названия народа (эрзя), к которому принадлежал скульптор, и в создании галереи национальных типов: «Эрзянка» (1915), «Голова мордовки» (1917), «Крестьянин-мордвин» (1937), «Старик мордвин» (1940), «Мордвин с папиросой» (1948) и др. В них выражены поэтичность, физическая крепость, основательность, нравственная чистота, из которых складывается эрзянский национальный характер.
Проекты преобразования гор в монументы
- Проект преобразования горы в Альпах в память Чарльзу Дарвину. 1910 год. Италия [стр.40]
- Проект преобразования Александровской сопки (Челябинская губерния) в памятник Великой Октябрьской революции и В. И. Ленину. 1922 год [стр.36]
- Проект преобразования горы Пан-ди-Асукар в двух львов (Бразилия). Высота горы — 395 м. 1934 год [стр. 37]
- Проект преобразования гор в скульптурные памятники герою Аргентины Хосе Сан-Мартину (1778—1850) и герою Чили Бернардо О’Хиггинсу (1776—1842). Анды. 1938—1941 гг. [стр. 36]
- Проект преобразования Утёса Стеньки Разина в Жигулях и горы Разина в окрестностях Баку в памятник предводителю крестьянского восстания. [стр. 31, 32, 33]
Работы(скульптуры)
|
|