Янь Вэньгуй: биография
Другой пример величественного пейзажа – свиток «Дома возле гор и рек» (Гугун, Тайбэй). На нём вновь можно видеть разнообразие природных элементов – горы, несколько разных долин, уходящих вдаль, река, и следы присутствия человека. Именно способность сконструировать разнообразные природные фактуры в единую художественную ткань была особенностью творчества Янь Вэньгуя. Его пейзажи так отличались от других работ, что в кругах Академии стало употребляться выражение «пейзаж в стиле мастера Яня» или просто «пейзаж Яня». «Пейзаж Яня» и «пейзаж Фаня» (т.е. стиль Фань Куаня), были двумя основными направлениями северо-сунской пейзажной школы.
Храмовые росписи, в которых участвовал Янь Вэньгуй, не дошли до наших дней. Однако художник был не только мастером монументального пейзажа, но и прекрасно чувствовал себя в такой прикладной форме живописи, как роспись веера. Сохранились копии, которые с разной степенью достоверности приписывают к сделанным с его оригиналов.
Исследователи китайской живописи отмечают также достижения Янь Вэньгуя в области архитектурного пейзажа (цзехуа). Его считают мастером, утвердившим панорамный вариант «архитектурного пейзажа» и непосредственным предшественником Чжан Цзэдуаня. В своё время Янь Вэньгуй написал один из шедевров архитектурного жанра - свиток «Городской рынок в ночь праздника Седьмого дня», однако это произведение известно только из исторических источников, т.к. не дожило до наших дней.
Творчество Янь Вэньгуя оказало влияние на ряд его учеников и последователей. Среди них был Цюй Дин, который, по замечанию историка искусства Го Жосюя (XIв) «достиг сходства с Янь Гуем». Великолепный пейзаж «Летние горы» из музея Метрополитен, который ранее считали работой Янь Вэньгуя, сегодня атрибутирован его ученику Цюй Дину, поскольку на свитке стоит печать императора Хуэй-цзуна, а в каталоге «Сюаньхэ Хуапу», составленном в его время, есть всего три пейзажа с таким названием и все числятся за Цюй Дином. Тем не менее, эта прекрасная работа даёт представление об уровне и качестве живописи, которые были характерны для Янь Вэньгуя.
Список произведений
(по кн. James Cahill «An index of early Chinese painters and paintings: Tang, Sung, and Yan» University of California Press. 1980, pp 194-196)
- «Дома возле гор и рек». Горы, возвышающиеся над рекой, храмы в долине. Имеет подпись. Великолепная работа. Гугун, Тайбэй.
- Храм посреди осенних гор. Имеет подпись. Надпись юаньского Го Би. Гугун, Тайбэй.
- Трое бессмертных в пещере. Приписывается. Странная картина минского периода. Гугун, Тайбэй.
- Рыбная ловля сетью. Приписывается. Поздняя копия южно-сунского произведения(?). Гугун, Тайбэй.
- Храм среди осенних холмов. Свиток 17 века (?). Гугун, Тайбэй.
- Горы и реки в снегу. Свиток, шёлк, тушь. Поздняя имитация типа пейзажа, который согласно общему мнению присущ Янь Вэньгую. Гугун, Тайбэй.
- Множество деревьев на странных горах. Роспись веера. Приписывается. Стиль Ли Тана. Гугун, Тайбэй.
- Путешествующие по зимней реке. Роспись веера. Приписывается. Поздняя сунская или юаньская работа. Гугун, Тайбэй.
- Путешественники в осенних горах. Свиток. Имеет подпись. Минская работа. Частное собрание, Тайбэй.
- Извилистая река, текущая среди гор. Длинный свиток. Приписывается. Цзиньская или юаньская работа, выполненная в северо-сунской традиции. Колофоны Ни Цзаня, Лу Гуана и многих других. Ранее хранился в частной коллекции маньчжурского правящего дома.
- «Строения среди гор и рек». Речной пейзаж с высокими горами и храмами. Свиток, тушь, бумага. Подписан. Начало 12 века(?). Выполнен в традиции Янь Вэньгуя. Осака, Муниципальный музей.
- Два пейзажа. Приписываются. Юаньская работа(?), Национальный музей, Токио
- Просветление на реке после снегопада. Свободная версия старой композиции Ван Вэя. Подписана именем автора. Колофоны Лу Гуана, Сун Кэ, и Шэнь Чжоу. Печати Сян Юаньбяня. Колл. Фудзи Юринкан, Киото.
- Ветер на реке. Горы у реки с храмами и людскими фигурами. Свиток на тёмном шёлке. Приписывается. Поздняя работа. Колл. Чэн Ци, Токио.
- Зимний пейзаж. Свиток на шёлке. Подписан. Вероятно, создан по мотивам «Просветление после снегопада» Ван Вэя. Копия. Галерея Фрир, Вашингтон.
- Летние горы. Приписывается. Печати Лян Цинбяо, императора Цяньлуна и других. Прекрасно выполненная работа. Музей Метрополитен (ныне приписывается Цюй Дину, однако Кэхилл не согласен с этой атрибуцией).
- Ветер на реке. Свиток на бумаге. Приписывается. Печати Лян Цинбяо, императора Цяньлуна и других. Поздняя работа. Композиция та же, что и в свитке из частной коллекции Чэн Ци, Токио. Собрание Джанканк, Чикаго.
- Каменистый берег с соснами под дождём. Роспись веера. Приписывается. Хорошая южно-сунская работа. Коллекция Кроуфорда.
- Несколько альбомных листов, ошибочно приписанных Янь Вэньгую из Музея Метрополитен, Нью Йорк.
Библиография
- Пострелова Т. А. Академия живописи в Китае в X—XIII вв. — М.: Наука, 1976 стр. 41, 44, 46, 52, 56.
- Го Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал. М. Наука. 1978, стр. 78-79, 81
- Wen Fong. Summer mountains. The Timeless Landscape. The Metropolitan Museum of Art, 1975, pp.18-19
- Various authors. Three Thousand Years of Chinese Painting. Yale University Press, London, 1997. pp 102, 104
- Watson, William, The Arts of China 900—1620. Yale University Press, London 2000, p. 5