Вадим Валерьевич Васильев (род. 6 февраля 1969 года, Барнаул) — российский философ, специалист по истории философии Нового времени, немецкому классическому идеализму и современной философии. Доктор философских наук, профессор. Сооснователь, член ученого совета «Московского центра исследований сознания» при философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова
Биография
Родился в 1969 году в Барнауле.
В 1993 году окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова.
В 1995 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Дедукция категорий в метафизике Канта».
С 1997 года доцент кафедры истории зарубежной философии факультета философии МГУ.
В 2002 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Учение о душе в западноевропейской философии XVIII века».
С 2003 года — профессор, с 1 мая 2004 года по настоящее время — заведующий кафедрой истории зарубежной философии философского факультета МГУ,
Один из основателей «Московского центра исследований сознания».
Исследования и основные идеи
В юмоведении: доказывал, что Юм был знаком с «Теодицеей» Лейбница, утверждал необходимость переосмысления юмовской трактовки философии в более рационалистическом ключе и предложил использовать стилометрический подход для определения последовательности написания Юмом различных частей его главного сочинения — «Трактата о человеческой природе».
В кантоведении: выдвинул ряд гипотез об аргументативной структуре изначального варианта трансцендентальной дедукции категорий у Канта (сохранившейся в виде черновых набросков), о композиции дедукции в «Критике чистого разума» и о мотивах, побудивших Канта обратиться к дедукции после его «пробуждения от догматического сна». Выдвинул гипотезы о времени и обстоятельствах кантовского «пробуждения».
В области истории философии Нового времени: систематизировал учения о душе метафизиков эпохи Просвещения. Осуществил подробный анализ главного сочинения ведущего философского психолога Просвещения — И. Н. Тетенса. Проанализировал психологические идеи Хр. Вольфа, Юма, Канта и десятков других, малоизвестных ныне авторов.
В области современной философии: анализировал мысленный эксперимент Китайская комната Дж. Серла (выдвинув возражение, состоящее в том, что Китайская комната в её изначальном виде не может отвечать на т. н. индексикальные вопросы, вроде вопросов «сколько сейчас времени» и поэтому не может проходить Тест Тьюринга) и попытался систематизировать основные подходы к решению проблемы сознание-тело.
Уточнил детали визита Л. Витгенштейна в СССР в 1935 г. и выявил не менее 10 достоверных московских адресов Витгенштейна.
В области истории отечественной философии: вернул в научный оборот и перевел на русский язык «Наблюдения о человеческом духе» Андрея Колыванова (1790). Выдвинув вначале предположение, что за этим псевдонимом стоит А. И. Вяземский, позже установил, что автором этого трактата был выпускник университета в Галле, учитель Христлиб Фельдштраух (1734—1799), родившийся в российском Ревеле, но после 1761 г. живший в Альтоне и других немецких городах.
В философии сознания: предложил подход к решению проблемы сознание-тело, основанный на переосмыслении традиционного концептуального анализа в духе «аргументативной феноменологии», проясняющей соотношение наших естественных убеждений. Предложил рассматривать проблему сознание-тело в качестве совокупности более конкретных вопросов — (1) Является ли сознание физическим? (2) Порождает ли мозг сознание? (3) Супервентно ли сознание на мозге? (4) Влияет ли сознание на поведение? (5) Почему функционирование мозга вообще сопровождается сознанием? и т. п. — решение каждого из которых позволяет сделать шаг к решению общей проблемы соотношения ментального и физического. В монографии «Сознание и вещи: Очерк феноменалистической онтологии» (2013) выдвинул ряд аргументов против локальной супервентности ментального на физическом и в пользу одной из версий интеракционизма, утверждая, что предложенное решение позволяет избежать противоречий в системе базовых когнитивных убеждений человека.
В книге "В защиту классического компатибилизма: Эссе о свободе воли" (2017) доказывал перспективность подхода к решению проблемы свободы воли, известного под названием "классического компатибилизма", утверждая, однако, что последовательное проведение этой линии сближает компатибилизм и либертарианство.
Переводческая деятельность: в переводе В. В. Васильева опубликованы рукописные наброски и лекции И. Канта по метафизике в книге "Кант: Из рукописного наследия" (2000), "Наблюдения о человеческом духе" А. Колыванова (2003), "От Фихте до Ницше" Ф. Ч. Коплстона (2004), "Десять теорий о природе человека" Л. Стевенсона (2004), "100 этюдов о Канте" (2005), "Сознающий ум" Д. Чалмерса (2013, 2015), "Оксфордское руководство по философской теологии" (2013) и др.
Основные работы
- Подвалы кантовской метафизики: Дедукция категорий. М., ИМЛИ РАН, 1998. — 160 с. —ISBN 5-201-13308-8.
- История философской психологии. Западная Европа — XVIII век. Калининград, 2003. — 559 с. — ISBN 5-87869-113-2.
- 100 этюдов о Канте. М.: Кн. дом Университет, 2005. — 272 с. — ISBN 5-98227-097-0 (составитель и переводчик). 2-е изд. М.: УРСС, 2011.
- Трудная проблема сознания. М.: Прогресс-Традиция, 2009. — 269 с. — ISBN 978-5-89826-316-4, ISBN 978-5-89826-316-0 (ошибоч.).
- Философская психология в эпоху Просвещения. М.: Канон+, 2010. — 520 с. — ISBN 978-5-88373-176-0.
- Сознание и вещи: Очерк феноменалистической онтологии. М.: УРСС, 2014. — 240 с. — ISBN 978-5-397-04182-9.
- В защиту классического компатибилизма: Эссе о свободе воли. М.: ЛЕНАНД, 2017. — 200 с. — ISBN 978-5-9710-3981-5