Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Васильев, Вадим Валерьевич

Васильев, Вадим Валерьевич

Философы

День рождения 06 февраля 1969

российский философ, специалист по истории философии Нового времени, немецкому классическому идеализму и современной философии


Вадим Валерьевич Васильев (род. 6 февраля 1969 года, Барнаул) — российский философ, специалист по истории философии Нового времени, немецкому классическому идеализму и современной философии. Доктор философских наук, профессор. Сооснователь, член ученого совета «Московского центра исследований сознания» при философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова

Биография

Родился в 1969 году в Барнауле.

В 1993 году окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова.

В 1995 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Дедукция категорий в метафизике Канта».

С 1997 года доцент кафедры истории зарубежной философии факультета философии МГУ.

В 2002 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Учение о душе в западноевропейской философии XVIII века».

С 2003 года — профессор, с 1 мая 2004 года по настоящее время — заведующий кафедрой истории зарубежной философии философского факультета МГУ,

Один из основателей «Московского центра исследований сознания».

Исследования и основные идеи

В юмоведении: доказывал, что Юм был знаком с «Теодицеей» Лейбница, утверждал необходимость переосмысления юмовской трактовки философии в более рационалистическом ключе и предложил использовать стилометрический подход для определения последовательности написания Юмом различных частей его главного сочинения — «Трактата о человеческой природе».

В кантоведении: выдвинул ряд гипотез об аргументативной структуре изначального варианта трансцендентальной дедукции категорий у Канта (сохранившейся в виде черновых набросков), о композиции дедукции в «Критике чистого разума» и о мотивах, побудивших Канта обратиться к дедукции после его «пробуждения от догматического сна». Выдвинул гипотезы о времени и обстоятельствах кантовского «пробуждения».

В области истории философии Нового времени: систематизировал учения о душе метафизиков эпохи Просвещения. Осуществил подробный анализ главного сочинения ведущего философского психолога Просвещения — И. Н. Тетенса. Проанализировал психологические идеи Хр. Вольфа, Юма, Канта и десятков других, малоизвестных ныне авторов.

В области современной философии: анализировал мысленный эксперимент Китайская комната Дж. Серла (выдвинув возражение, состоящее в том, что Китайская комната в её изначальном виде не может отвечать на т. н. индексикальные вопросы, вроде вопросов «сколько сейчас времени» и поэтому не может проходить Тест Тьюринга) и попытался систематизировать основные подходы к решению проблемы сознание-тело.

Уточнил детали визита Л. Витгенштейна в СССР в 1935 г. и выявил не менее 10 достоверных московских адресов Витгенштейна.

В области истории отечественной философии: вернул в научный оборот и перевел на русский язык «Наблюдения о человеческом духе» Андрея Колыванова (1790). Выдвинув вначале предположение, что за этим псевдонимом стоит А. И. Вяземский, позже установил, что автором этого трактата был выпускник университета в Галле, учитель Христлиб Фельдштраух (1734—1799), родившийся в российском Ревеле, но после 1761 г. живший в Альтоне и других немецких городах.

В философии сознания: предложил подход к решению проблемы сознание-тело, основанный на переосмыслении традиционного концептуального анализа в духе «аргументативной феноменологии», проясняющей соотношение наших естественных убеждений. Предложил рассматривать проблему сознание-тело в качестве совокупности более конкретных вопросов — (1) Является ли сознание физическим? (2) Порождает ли мозг сознание? (3) Супервентно ли сознание на мозге? (4) Влияет ли сознание на поведение? (5) Почему функционирование мозга вообще сопровождается сознанием? и т. п. — решение каждого из которых позволяет сделать шаг к решению общей проблемы соотношения ментального и физического. В монографии «Сознание и вещи: Очерк феноменалистической онтологии» (2013) выдвинул ряд аргументов против локальной супервентности ментального на физическом и в пользу одной из версий интеракционизма, утверждая, что предложенное решение позволяет избежать противоречий в системе базовых когнитивных убеждений человека.

В книге "В защиту классического компатибилизма: Эссе о свободе воли" (2017) доказывал перспективность подхода к решению проблемы свободы воли, известного под названием "классического компатибилизма", утверждая, однако, что последовательное проведение этой линии сближает компатибилизм и либертарианство.

Переводческая деятельность: в переводе В. В. Васильева опубликованы рукописные наброски и лекции И. Канта по метафизике в книге "Кант: Из рукописного наследия" (2000), "Наблюдения о человеческом духе" А. Колыванова (2003), "От Фихте до Ницше" Ф. Ч. Коплстона (2004), "Десять теорий о природе человека" Л. Стевенсона (2004), "100 этюдов о Канте" (2005), "Сознающий ум" Д. Чалмерса (2013, 2015), "Оксфордское руководство по философской теологии" (2013) и др.

Основные работы

  • Подвалы кантовской метафизики: Дедукция категорий. М., ИМЛИ РАН, 1998. — 160 с. —ISBN 5-201-13308-8.
  • История философской психологии. Западная Европа — XVIII век. Калининград, 2003. — 559 с. — ISBN 5-87869-113-2.
  • 100 этюдов о Канте. М.: Кн. дом Университет, 2005. — 272 с. — ISBN 5-98227-097-0 (составитель и переводчик). 2-е изд. М.: УРСС, 2011.
  • Трудная проблема сознания. М.: Прогресс-Традиция, 2009. — 269 с. — ISBN 978-5-89826-316-4, ISBN 978-5-89826-316-0 (ошибоч.).
  • Философская психология в эпоху Просвещения. М.: Канон+, 2010. — 520 с. — ISBN 978-5-88373-176-0.
  • Сознание и вещи: Очерк феноменалистической онтологии. М.: УРСС, 2014. — 240 с. — ISBN 978-5-397-04182-9.
  • В защиту классического компатибилизма: Эссе о свободе воли. М.: ЛЕНАНД, 2017. — 200 с. — ISBN 978-5-9710-3981-5

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ