Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Гойнкис, Павел Густавович

Гойнкис, Павел Густавович

Инженеры

01 ноября 1889 - 21 марта 1961

инженер-кораблестроитель, создатель первого в СССР скоростного торпедного катера проекта 183, основатель Тюменского судостроительного завода, технический директор Адмиралтейского завода, Дальзавода, лауреат Сталинской премии, кандидат технических наук


Павел Густавович Гойнкис (1889 — 1961) — инженер-кораблестроитель, создатель первого в СССР скоростного торпедного катера проекта 183, основатель Тюменского судостроительного завода, технический директор Адмиралтейского завода, Дальзавода, лауреат Сталинской премии, кандидат технических наук.

Биография

Павел Густавович Гойнкис (Пауль Генрих) родился 20 октября (1 ноября) 1889 года в городе Сосновец (ныне Силезское воеводство, Польша) в семье немецкого коммерсанта Генриха Гойнкиса и его жены Матильды (урождённой Майвальд). В 9 лет Павел осиротел и воспитывался опекуном. В 1907 году окончил реальное училище в Варшаве и поступил в Морское инженерное училище в Кронштадте.

Служба в Российском Императорском флоте

В 1911 году был произведён в корабельные гардемарины-судостроители. В том же году, после окончания училища был произведён в подпоручики и назначен младшим помощником судостроителя в аварийные доки Кронштадтского порта. В 1912 году был направлен корабельным инженером на завод «Руссуд» в Николаев, где участвовал в постройке линейных кораблей типа «Императрица Мария».

9 октября 1913 года поступил в Николаевскую морскую академию, но с началом Первой мировой войны, в 1914 году был откомандирован на судоремонтные заводы в Свеаборг и Гельсингфорс, а затем в Кронштадт. 30 ноября 1915 года был награждён орденом Святого Станислава 3 степени. 1 декабря 1915 года был назначен портовым корабельным инженером Архангельского порта, где в судо-ремонтных мастерских руководил работами по вооружению гражданских судов артиллерией. 6 декабря 1915 года был произведён в чин штабс-капитана Корпуса корабельных инженеров. Зимой 1916 года в течение 9 дней провёл уникальную судоремонтную операцию по смене лопастей гребного винта ледореза «Канада» (переименован в «Фёдор Литке») при помощи спроектированного им за одну ночь специального кессона. Ранее, для проведения данного ремонта, ледорез предлагали отправить на ремонт в заграничный док. Общество корабельных инженеров за это изобретение присудило Гойнкису специальную премию. В августе 1916 года вернулся в Петроград и продолжил учёбу в Николаевской морской академии.

В советское время

С 1917 года работал помощником инспектора классов Морского инженерного училища. В апреле 1918 года окончил академию и назначен по рекомендации кораблестроителя И. Г. Бубнова деканом кораблестроительного факультета Морского инженерного училища. В училище также преподал курс теории корабля и одновременно с октября 1918 года возглавлял судостроительное конструкторское бюро Балтийского завода.

С 1920 года преподавал в Морской академии. Помогал академику А. Н. Крылову читать курсы математики и теории корабля. В 1928—1930 года был заведующим кафедрой военного кораблестроения.

До 1929 года, параллельно с преподавательской деятельностью, работал главным инженером Балтийского завода. На заводе организовал опытное производство электросварных балок, что позволило в 1931 году впервые создать электросварные переборки для подводных лодок. Руководил на заводе постройкой дизельных буксиров, барж, лихтеров для Северного морского пути, ремонтом кораблей Балтийского флота, постройкой первых советских лесовозов типа «Товарищ Красин» и пассажирских теплоходов.

В 1928 году был командирован в Тюмень, где под его руководством на реке Тура была построена сборочная верфь, на которой по предложению Гойнкиса началась сборка лихтеров из готовых корпусных деталей, привозимых по железной дороге из Ленинграда. Верфь дала начало созданию Тюменского судостроительного завода, основателем которого считается Гойнкис. В 1929—1930 годах работал техническим директором Адмиралтейского завода в Ленинграде, на котором в то время строились суда-рефрижераторы, буксиры и первые торпедные катера.

2 октября 1930 года был арестован по делу о так называемой «Промпартии». 30 апреля 1931 года приговорён к высшей мере наказания с заменой на 10 лет концлагеря. Во время заключения работал в ОКТБ-2 ОГПУ на Балтийском заводе, занимался техническими разработками по железнодорожной транспортировке подводных лодок типа «Щука» на Дальний Восток. 2 января 1932 года заключение было заменено условным осуждением. (Реабилитирован 16 октября 1964 года ВК ВС СССР).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ