Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Егоров, Алексей Егорович

Егоров, Алексей Егорович

Педагоги

русский живописец и рисовальщик, профессор исторической живописи, как преподаватель Академии художеств оказал большое влияние на русское искусство; под его руководством совершенствовались Брюллов, Басин, Марков и другие


Алексей Егорович Егоров (1776 — 10 [22] сентября 1851, Петербург) — русский живописец и рисовальщик, профессор исторической живописи, как преподаватель Академии художеств оказал большое влияние на русское искусство; под его руководством совершенствовались Брюллов, Басин, Марков и другие.

Биография

Калмычонок, захваченный казаками, был помещен в московский Воспитательный дом; место рождения и происхождение его неизвестны; единственными воспоминаниями его детства были богатый шёлковый халат, вышитые сапоги и кибитка — всё это, вместе с татарским его обликом, подтверждало его азиатское происхождение.

14 августа 1782 года Егоров поступил в Академию художеств учеником Акимова, где быстро приобрел славу лучшего рисовальщика, упроченную медалями за рисунки с натуры; в 1797 году он окончил курс, а в следующем году определён преподавателем её; в 1800 году получил звание академика, в 1803 году был отправлен за границу, в Рим, где находился под влиянием Камуччини.

Канова и Камуччини дивились его рисунку, строгости стиля и неподражаемой плодовитости. В сочинении он любил ясность, простоту и немногосложность, в колорите — естественность; кисть его была мягкая и смелая, пластическая естественность его фигур изумительна.

Человек вполне русских вкусов, в молодости коренастый богатырь, Егоров в Италии пользовался удивительной популярностью; его знали все — одни звали его великим русским рисовальщиком, другие — «русским медведем». Все кварталы Рима были полны слухами о его геркулесовских подвигах.

В 1807 году Егоров вернулся в Петербург и был назначен адъюнктом, а затем академиком (за картину «Положение во гроб»). В это время он состоял преподавателем рисования императрицы Елизаветы Алексеевны, и Александр I, искренно его любивший, дал ему прозвание «знаменитого» за то, что он в 28 дней написал в Царском Селе аллегорическую картину «Благоденствие мира», на которой было около 100 фигур в натуральную величину.

Человек глубоко верующий, Егоров считал настоящим своим призванием религиозную живопись, в которой оставил видные следы. Из его произведений наиболее известны: «Святой Симеон Богоприимец», «Святое Семейство», «Истязание Спасителя» (все 3 в Русском музее; там же, в коллекции княгини Тенишевой, его 28 рисунков — пером и карандашом).

Он признавал, что церковной живописью проповедует слово Божие, и охотникам писать с себя портреты предлагал искать другого художника. Впрочем, известно, что он написал портреты княгини Евдокии Голицыной, А. Р. Томилова, генерала-богача Шепелёва и других.

Как учитель Егоров напоминал древних философов: братство и дружба соединяли его с учениками, которые готовы были всячески услуживать любимому учителю — подавать ему шинель, палку, зажигали фонарь и толпой провожали его до квартиры. Учил Егоров всегда на деле, личным указанием и исправлением рисунка, редко — кратким, отрывистым словом.

Под конец жизни Егорова постиг тяжелый удар; в 1840 году он был уволен от службы, так как его образ Св. Троицы для собора в Царском Селе не понравился императору Николаю Павловичу. В качестве вознаграждения за труды ему определили пенсию по 1000 рублей в год, причем удержали 4000 в оплату царскосельских образов.

Изгнанный из стен Академии, Егоров не утратил авторитета в глазах своих учеников — К П. Брюллова, А. Т. Маркова, К. М. Шамшина и др. Они приходили к бывшему профессору за наставлениями, показывали свои новые работы, дорожа его мнением. Работал Егоров до последних дней своей жизни.

Егоров умер в Петербурге 22 сентября 1851 года, сказав перед смертью: «Догорела моя свеча…» Похоронен на Смоленском православном кладбище, недалеко от могилы своего тестя Мартоса. Перезахоронен в 1930-х годах на кладбище Александро-Невской Лавры.

Семья

Егоров был женат на Вере Ивановне Мартос, дочери скульптора И. П. Мартоса. В домашнем быту Егоров был великим самодуром. Дочерям своим он не дал никакого образования, считая, что девицам не надо учиться, всё равно забудут, были бы деньги — женихи будут. Жениха одной из них Булгакова он едва не выгнал из дома, заподозрив, что он масон, только потому, что молодой офицер за обедом сложил крестом нож с вилкой. Кроме того, Егоров к старости стал скуп, подозрителен и полон всяких чудачеств. М. Ф. Каменская, дочь графа Толстого, писала:

… В грязнейшем халате, в такой же ермолке на голове, Егоров всегда стоял перед мольбертом и писал какой-нибудь большой образ; около него на кресле, в пунцовом ситцевом платье, прикрывая ковровым платком свой громадный живот, всегда сидела на натуре очень еще красивая собой жена его (я не помню её иначе как в почтенном положении) Вера Ивановна; у него все Богородицы выходили — жена его, а все ангелы — старшая дочь его хорошенькая Наденька...

Ангелов Егоров писал и с других своих дочерей, с младшей также изображались и одалиски.

В браке Егоров имел трех дочерей и сына:

  • Надежда Алексеевна, в замужестве за Д. Н. Булгаковым.
  • Евдокия Алексеевна, в замужестве за А. И. Теребенёвым.
  • София Алексеевна
  • Евдоким Алексеевич

Примечание

  1. Знаменитые россияне 18-19 веков. Биография и портреты. — С.-Петербург.: Лениздат, 1996. — с. 764.
  2. М.Камнская. Воспоминания.- М.: Художественная литература, 1991.- 383 с.

Источники

  • Егоров, Алексей Егорович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ