Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Католиков, Александр Александрович

Католиков, Александр Александрович

Педагоги

13 октября 1941 - 14 июня 1996

Александр Александрович – известный российский воспитатель и педагог


Католиков, Александр Александрович (13 октября 1941, Новосибирск — 12 июня 1996 года, Сыктывкар) – известный российский воспитатель и педагог. Последователь А.С. Макаренко. Умело и последовательно применяя подходы последнего в Сыктывкарской школе-интернате, добился больших достижений в области воспитания и обучения посредством труда-заботы. Член-корреспондент Российской Академии образования (1992); член-корреспондент АПН СССР (с 1989). Народный учитель СССР (1988).

Краткая биография

Александр Католиков родился в семье военнослужащего Александра Иосифовича Католикова и его супруги Надежды Семёновны 13 октября 1941 года в г. Новосибирске в доме по ул. Советская, 21, кв. 7. В семье было два сына - старший Борис и младший Александр. Отец погиб на фронте и Надежда Семёновна растила сыновей одна.

Уже в детские годы Александр нередко выбирала своим предводителем местная детвора, а вскоре он попал в базовую школу №10 Новосибирского педвуза, директором которой был тогда В. Н. Михайлин. В то тяжёлое для всей страны время он сумел создать в школе завод, где школьники выпускали сверлильные станки. На заводе практиковался хозрасчёт. Именно там Александр Католиков стал знакомиться и на деле познавать систему А.С. Макаренко.

После 9-го класса той же школы Александр, из желания подработать и помочь маме, впервые попал в качестве пионервожатого в летний детский лагерь. Вскоре он так «прикипел» к своим воспитанникам, что проводил в лагере все три смены каждое лето вплоть до 11 класса включительно.

По окончании школы, в том же 1961 году А. Католиков поступил на физико-технический факультет Московского пединститута им. В.И. Ленина, где сразу же создал и возглавил студенческий педотряд. Здесь же он познакомился со своей будущей женой - преподавателем кафедры педагогики Лией Васильевной Плаксиной. В студенческие годы А. А. Католикову посчастливилось познакомиться с друзьями и соратниками А. С. Макаренко. В составе созданного им студенческого педотряда А.А. Католиков неоднократно посещал Егорьевский детский дом, которым заведовал С. А. Калабалин. Позже Семён Афанасьевич приезжал уже в интернат к А.А. Католикову в Сыктывкар. Дружба связала А.А. Католикова и с сыном С.А. Калабалина — Антоном Семёновичем Калабалиным.

Также студентом А. А. Католиков познакомился с В. Н. Терским, заведующим клубом в колонии им. М. Горького. Встречался и с Н. Э. Фере, работавшим агрономом в колонии и трудовой коммуне А. С. Макаренко. Бывал и на многих встречах воспитанников Учителя.

В 1966 году А.А. Католиков закончил МГПИ, получив диплом учителя физики и астрономии и удостоверение старшего пионервожатого, со своей семьёй приехал в Сыктывкар и продолжил свою трудовую деятельность учителем физики, а затем был назначен организатором по внеклассной и внешкольной работе в средней школе № 1.

В следующем 1967 году А.А. Католиков назначен директором Дворца пионеров и школьников, где он проработал до 18 июля 1973 года. За время работы под его руководством у Дворца появились мотоциклы, машины и даже двухпалубный теплоход, который стал затем плавучим детским лагерем «Коми пионер», на котором дети плавали даже до Архангельска, до Соловецких островов.

18 июля 1973 г. А.А. Католиков принял школу-интернат здесь же, в Сыктывкаре. Начинать пришлось с ремонта главного здания. Умелое совмещение учёбы с ремонтом на основе макаренковских подходов посильного и увлекательного труда-заботы сдружили всех. И последующие более чем 20 лет в школе-интернате всё время что-нибудь строилось и ремонтировалось.

Свой опыт воспитания и соруководства большим коллективом Александр Александрович обобщил в ряде книг («Моя семья» М.: Педагогика, 1990) и других выступлений. Он считал, что если хочешь видеть в интернате хороших педагогов и счастливых детей, - то создай им условия для благополучной работы и жизни.

А. А. Католиков живо интересовался опытом педагогов-новаторов, вместе с единомышленниками сумел создать постоянно действующую и действенную систему повышения квалификации каждого учителя школы-интерната. Для каждого учителя был создан и вёлся педагогический паспорт, работал педсеминар, в котором учителя, прежде всего, молодые выпускники педвузов, оосваивали как наилучшим образом применять теоретические положения педагогики и воспитания в деле. Не ограничиваясь теоретическим и практическим изучением и освоением передового опыта у себя в интернате, А.А. Католиков ввёл обычай посылать наиболее заинтересованных учителей в командировки для знакомства с опытом педагогов-новаторов у них на месте. Кроме С. А. Калабалина в своей книге [1] А.А. Католиков неоднократно упоминает имена таких педагогов как Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталова, С. Н. Лысенковой, Е. Н. Потаповой, Н. Н. Палтышева, Б.А. Караковского, И.А. Зязюна и др.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ