Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Кенсур Агван Нима

Кенсур Агван Нима

Педагоги

видный деятель тибетского буддизма, преподаватель буддийского учения, настоятель Гоман-дацана монастыря Дрепунг с 1978 по 1980 год


Кенсур Ринпоче Геше Лхарамба Агван Нима (1907—1990) — видный деятель тибетского буддизма, преподаватель буддийского учения, настоятель Гоман-дацана монастыря Дрепунг с 1978 по 1980 год.

Биография

Агван Нима родился в улусе Дабата Верхнеудинского округа Забайкальской области в 1907 году.

В начале пути

Когда мальчику исполнилось 7 лет, его родители, отец Цэдэндорж и мать Цээжидма, отдают его в банди дацана «Гандандаржалинг» (Ацагатский дацан) в улусе Чулуута (в настоящее время — село Нарын-Ацагат Заиграевского района Бурятии). В возрасте 8 лет Агван Нима получает посвящение в хувараки от настоятеля дацана Чимэддорж–ламы. В 14 лет начал изучать дисциплину Чойра под руководством наставника лхарамба–ламы.

Способного ученика заметил Агван Доржиев, который посоветовал ему ехать в Тибет для продолжения образования у лучших преподавателей буддийского учения.

В Тибете

15-летний Агван Нима отправляется в далёкий путь. В Тибете он вошёл в монастырскую общину Гоман дацана престижного университета Дрепунг. Осенью 1923 года он поступает на философский факультет Гоман дацана. Здесь Агван Нима изучает буддийскую философии у двух монгольских лам – гэбшэ Жамьянчойнпэла и Холх-гэбшэ Лубсанданша.

Во время учёбы на факультете бурятский монах вёл оживленные дискуссии по основным положениям изучаемых текстов со своими коллегами. Подобные дискуссии являются учебной дисциплиной в тибетском буддизме. В результате виртуозного владения искусством финального экзаменационного диспута, Агван Ниме присваивается учёная степень Геше, доктора буддийской философии. Также Агван-Нима удостоился от Его Святейшества Далай Ламы ХIII высшего монашеского посвящения «Гелонг».

Здесь Агван Нима принимает монашество, которое является главным условием для глубокого и полного постижения теории и практики буддийского учения — Дхармы.

После завершения учёбы Агван Нима начинает преподавать в Гоман дацане. У него было большое количество учеников и последователей, которых он обучал Дхарме.

В 1950 году армия КНР вторгается в Тибет и к 1959 году китайские войска полностью оккупируют страну. Родину вынужден был покинуть Далай-ламы XIV. Вместе с ним в эмиграцию уехали многие ламы. Среди них был и Агван Нима.

В эмиграции

В 1960 году Кенсур Агван Нима стал преподавать тибетский язык и историю буддизма махаяны в тибетском институте в городе Варанаси на севере Индии.

С 1967 по 1973 год геше лхарамба Агван Нима преподаёт в университете голландского города Лейден, куда он прибыл по приглашению известного тибетолога, профессора Д. С. Рюигга. Голландский период жизни оказался исключительно плодотворными для Агван Нимы: здесь он завершает четырёхтомный труд «Введение в науку для начинающих» и составляет комментарий к текстам, входящих в корпус кодекса дисциплинарных правил Винаи.

С 1973 по 1977 года Кенсур Агван Нима живёт в Швейцарии, где также занимается преподавательской деятельностью.

В 1960 году монастырь Дрепунг (куда входил Гоман дацан) был заново основан в штате Карнатака в южной Индии. В 1977 году Далай-лама XIV назначает Агван Ниму настоятелем Дрепунга. На тот момент Кенсур Агван Нима стал 72-м настоятелем этого монастыря.

Среди его учеников в ту пору был Еше Лодой Ринпоче, который в 1990-х годах стал видным деятелем по возрождению буддизма в Бурятии.

В 1980 году Кенсур Агван Нима оставляет пост наставника по состоянию здоровья. Несмотря на это, он продолжает преподавательскую деятельность в Дрепунге.

Кенсур Агван Нима ушёл из жизни 24 января 1990 года в возрасте 83 лет.

Труды Кенсура Агван Нимы

  • Шеститомный Сумбум (собрание сочинений), изданный в Гоман-дацане в 2003 году.
  • «История буддизма».
  • «Светильник теории».
  • «Переправа через реку Сансары» (автобиография).

Литература

  • Ш. Б. Чимитдоржиев. Кенсур Агван Нима (1907—1990) // Выдающиеся деятели-выходцы из хори-бурят. Очерки. Улан-Удэ. 2002, с. 45-49.
  • Чжамбал Шейраб. Ясное зерцало-повествование о трёхкратном распространении буддизма в Великой Монголии. Дели. 1991 (на тиб. яз.).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ