Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Кобылянский, Виктор Аполлонович

Кобылянский, Виктор Аполлонович

Философы

20 июля 1942 - 30 октября 2007

советский и российский философ, специалист в области общей теории бытия и взаимодействия природы и общества, философской экологии и экологического образования, общих проблем образования


Виктор Аполлонович Кобылянский (20 июля 1942, с. Кудеча, Могочинский район, Забайкальский край, РСФСР, СССР — 30 октября 2007, Москва, Российская Федерация) — советский и российский философ, специалист в области общей теории бытия и взаимодействия природы и общества, философской экологии и экологического образования, общих проблем образования. Доктор философских наук (1988), профессор (1989). Член-корреспондент Российской академии образования

Биография

Окончил географический факультет Ленинградского государственного педагогического института (1963), аспирант философского факультета МГУ (1974).

С 1968 года преподавал философию в Читинском государственном педагогическом институте (ныне Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет имени Н. Г. Чернышевского), заведующий кафедрой (1975—1983, 1987—1992), профессор кафедры и заведующий лабораторией по комплексному изучению человека (с 1992), руководитель аспирантурой по социальной философии (с 1993).

В 1975 году в МГУ имени М. В. Ломоносова защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по етме «Соотношение природы и общества (исследование методологических проблем)».

В 1988 году Институте философии АН СССР защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Социально-философские основы теории взаимодействия природы и общества».

Заместитель председателя и председатель Забайкальского отделения РФО (1981—2002), председатель Областной организации общества «Знание» (1989—1996), член диссертационных советов при БГУ и ИрГУ (1993—2003), член с 2004, председатель диссертационных советов при ЗабГГПУ (2004—2006), заместитель председателя Читинского научного центра СО РАО (с 2001).

Организатор крупных научных мероприятий в Забайкалье.

Действительный член Российской экологической академии (1995), действительный член Академии социальных наук РФ (1997), член-корреспондент Российской академии образования (2001), Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

Научная деятельность

В трудах В. А. Кобылянского предлагается теоретическая концепция взаимоотношения природы и общества как различных и взаимопроникающих образований. Выделяются две формы бытия природы — естественная (область взаимодействия «слепых, бессознательных» сил) и очеловеченная (организованная деятельностью людей), а также два уровня общественной жизни — социальный и технологический (очеловеченно-природный в его подчиненности социальному). Анализ общества и природы ведется с позиций единства субстрата и отношений, связей. В логике понятий исследуется процесс вырастания общественного из природного и обратного воздействия общественного на природное. Взаимодействие природы и общества рассматривается в деятельности человека как целостный, относительно самостоятельный процесс, вычленяются и анализируются его структура, механизм, самодвижение, исторические этапы и тенденции, определяются общие ориентиры и пути оптимизации, гармонизации.

В. А. Кобылянский занимался исследованиями вопросов комплексного человековедения, "россиеведения", национально-ориентированного образования и воспитания.

В. А. Кобылянский — один из создателей нового философско-экологического направления. Экосистема трактуется им не как биологическое или биоцентричное, а как общенаучное понятие; она рассматривается как единство и взаимодействие любого центрального объекта («хозяина») и экосреды, находящихся на одном и том же и разных уровнях. Особой разновидностью экосистем являются экологические системы, взаимодействующие компоненты которых занимают качественно отличные уровни. Специфическими объектами комплекса экологических наук, общей теории экологии, гео-, био-, социо-, антропоэкологии выступают межуровневые взаимодействия. Одноуровневые взаимодействия исследуются неэкологическими науками. На этой основе определяются сфера и структура экологического знания, сущность и содержание экологического образования.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ