Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Кондратьева, Марина Викторовна

Кондратьева, Марина Викторовна

Педагоги

День рождения 01 февраля 1934

артистка балета и педагог, прима-балерина Большого театра, народная артистка СССР


Марина Викторовна Кондратьева (род. 1 января 1934, Ленинград) — артистка балета и педагог, прима-балерина Большого театра, народная артистка СССР (1976).

Биография

Внешние изображения
М. Кондратьева (портрет в молодости)
М. Кондратьева (портрет в зрелом возрасте)

Родилась 1 февраля 1934 года в Ленинграде, ныне — Санкт-Петербург. Отец — лауреат Государственной премии, действительный член Академии наук СССР доктор физико-математических наук Виктор Кондратьев.

В Московское хореографическое училище была рекомендована А. Я. Вагановой. Окончила училище в 1952 году по классу педагога Галины Петровой, после выпуска была принята в балетную труппу Большого театра.

В театре занималась у Марины Семёновой. Составляла дуэт с танцовщиком Марисом Лиепой, также в разные годы партнёрами Марины Кондратьевой выступали Николай Фадеечев, Михаил Лавровский, Юрий Владимиров, Борис Хохлов, Владимир Тихонов, Ярослав Сех и другие.

В 1980 году окончила Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства).

Педагогическую деятельность начала в ансамбле «Московский классический балет». В 1980—1987 годах преподавала в ГИТИСе, в 1986 году стала доцентом; в 1990—2000 годах преподавала классический танец в Московской академии хореографии (с 1999 — профессор).

Репетировала с балеринами «Театра классического балета» Маргаритой Перкун-Бебезичи и Верой Тимашовой, также работала с артистами труппы «Большой театр — студия Юрия Григоровича», в том числе с Еленой Князьковой.

В 1988 году выступила в качестве балетмейстера-постановщика, поставив в Большом театре Гран-па из балета «Пахита» в хореографии Мариуса Петипа и «Па-де-катр» в хореографии Антона Долина.

В Большом театре Кондратьева ведёт женский класс и занимается репетиторской работой. В разные годы под её руководством занимались и репетировали такие артистки, как Людмила Семеняка (вместе они подготовили «Шопениану»), Надежда Грачёва, Анна Антоничева, Екатерина Шипулина, Наталья Осипова, Чинара Ализаде и многие другие артистки балета. Среди её учениц в настоящее время — Ольга Смирнова, Нелли Кобахидзе, Джу Юн Бэ, Анна Окунева, Нина Бирюкова.

В 2013 года Марина Кондратьева стала членом Художественного совета балетной труппы Большого театра.

Творчество

Отзывы

Если бы Терпсихора существовала в действительности, воплощением её была бы Марина Кондратьева. Не знаешь и не можешь уловить, когда она опускается на землю. То видишь только одни её глаза, то лёгкие изящные ноги, то только одни выразительные руки. Все вместе они рассказывают убедительным языком чудесные истории. Но вот еле заметный поворот плеча — и её нет… и кажется, что её вообще не было. Она, как раннее розовое облачко, то появляется, то тает на глазах.

— Касьян Голейзовский

Чистота и лёгкость были присущи не только её танцу, но и её душе. Конечно, это была настоящая Муза — в тот момент и моя, и Леонида Михайловича Лавровского.

— Ярослав Сех

Высочайший профессионализм Кондратьевой восхищает не только в её сольных выступлениях, но и в дуэтах, и в ансамблях с другими солистками. Быть надёжным партнёром — тоже искусство. И как достигнуть его — для многих остаётся секретом.

— Марис Лиепа

Её танец вызывал у меня ассоциации с японской живописью, тончайшими и такими выразительными штрихами, с прозрачными мазками акварельных красок.

— Людмила Семеняка

Репертуар

Указаны основные партии в Большом театре

Внешние изображения
М. Кондратьева в балете «Жизель»
М. Кондратьева в балете «Шопениана»
М. Кондратьева в балете «Спящая красавица»
  • 1951 — Маша, «Щелкунчик» П. Чайковского, хореография В. Вайнонена
  • 1954 — Золушка, «Золушка» С. Прокофьева, хореография Р. Захарова
  • 1954 — Мария, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, хореография Р. Захарова
  • 1955 — Сюимбике, «Шурале» Ф. Яруллина, хореография Л. Якобсона
  • 1955 — Принцесса Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции А. Мессерера и М. Габовича
  • 1957 — Гаянэ, «Гаянэ» А. Хачатуряна, хореография В. Вайнонена, режиссёр Э. Каплан
  • 1959 — Повелительница дриад, «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции А. Горского
  • 1959 — Джульетта, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского
  • 1959 — Катерина**, «Каменный цветок» С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича,
  • 1960 — Водяница*, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина, хореография А. Радунского
  • 1960 — Муза*, «Паганини» на музыку С. Рахманинова, хореография Л. Лавровского
  • 1961 — Жизель, «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж.-Ж. Перро, М. Петипа в редакции Л. Лавровского
  • 1961 — Хозяйка Медной горы, «Каменный цветок» С. С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского
  • 1961 — Диана Мирель, «Пламя Парижа» Б. Асафьева, хореография В. Вайнонена
  • 1962 — Фригия, «Спартак» А. Хачатуряна, хореография Л. Якобсона
  • 1965 — Одетта и Одиллия, «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского, постановка А. Мессерера
  • 1965 — Ширин, «Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича
  • 1967 — Девушка, «Видение Розы» на музыку К. М. фон Вебера, хореография М. Фокина
  • 1969 — Фригия, «Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича
  • Вакханка, «Вальпургиева ночь», картина из оперы Ш. Гуно «Фауст», хореография Л. Лавровского
  • 1972 — Анна Каренина, «Анна Каренина» Р. Щедрина, хореография М. Плисецкой, Н. Рыженко и В. Смирнова-Голованова
  • Принцесса Аврора, «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
  • 1977 — Эола, «Икар» С. Слонимского, хореография В. Васильева
  • 1977 — Магнолия**, «Чиполлино» К. Хачатуряна, хореография Г. Майорова
  • 1978 — Солистка, «Эти чарующие звуки» на музыку симфонии № 40 В. А. Моцарта, хореография В. Васильева
  • Сильфида, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина, возобновление Е. Гейденрейх

(*) — первая исполнительница в Большом театре (**) — первая исполнительница партии в Большом театре

Фильмография

  • 1969 — фильм-балет «Легенда о любви», хореография Ю. Григоровича — Ширин
  • 1974 — фильм-балет «Паганини», хореография Л. Лавровского — Муза

Творчеству балерины посвящены:

  • 1979 — телефильм-концерт «Балерина Марина Кондратьева»
  • 2002 — документальный фильм «Это бесконечное фуэте», режиссёр Э. Агаджанян («Классика-фильм»)
  • 2009 — документальный фильм «Имя музы — Марина», 39 мин., режиссёр Никита Тихонов

Награды и премии

  • 1955 — I премия Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве
  • 15 сентября 1959 — Орден «Знак Почёта»
  • 1961 — Заслуженная артистка РСФСР
  • 1965 — Народная артистка РСФСР
  • 1976 — Народная артистка СССР
  • 2001 — Орден Почёта
  • 2003 — Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Учитель»

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ