Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Кумарин, Валентин Васильевич: биография

Защита В. В. Кумариным докторской диссертации (1987 г.) самобытностью и неожиданностью видения автором методологических проблем теории воспитания А. С. Макаренко вызвала небывалую по накалу и продолжительности полемику в научной среде. И это не удивительно, ведь В. В. Кумарин, вслед за А. С. Макаренко, чётко разделил воспитание и учёбу в школе, показал, что это два принципиально разных педагогических явления и осуществляться они должны, соответственно, по разному. Учёба — средствами изобретённой ещё Я. А. Коменским классно-урочной системы, а воспитание — созданием объединённого общей целью, общим делом и общей ответственностью коллектива с насыщенными горизонтальными связями, которые можно создать только на основе настоящего участия воспитанников в соуправлении таким коллективом. Истинное воспитание, напоминал проф. Кумарин, — это не благотворительные рассказы о существовании честности, мужества и иных добродетелей, а выработка устойчивых привычек положительного поведения в таком коллективе, в котором иначе жить просто нельзя.

Научные доводы профессора, как и многочисленные примеры их претворения в жизнь (С. Т. Шацкий, М. С. Погребинский, А. С. Макаренко, за ними — С. А. Калабалин, А. Г. Явлинский, сам В. В. Кумарин и многие другие в СССР, Джон Дьюи — в США, Георг Кершенштейнер — в Германии) были и остаются неопровержимыми, но столь же невозможным многим оказалось признать их правоту, в том числе поскольку в этом случае кому-то пришлось бы нести личную ответственность за признанный огромный моральный, физический и хозяйственный ущерб как согражданам, так и государству в целом.

Последние 10 лет жизни предметом исследования учёного стало обоснование методологических основ педагогики на основе классического наследия, изучения кризисных явлений педагогической практики, развенчание педагогических шаблонов и догм. На этом пути автор узнал и цензурные преследования (к примеру, его уже отпечатанная в Киеве книга «Теория трудового коллектива в трудах А. С. Макаренко» была изъята и почти весь выпуск, кроме нескольких книг, успевших поступить в центральные библиотеки страны, уничтожен), и неадекватную реакцию руководства из-за расхождения во взглядах на педагогическую науку и школьную практику.

Энциклопедическая эрудиция, широкое знание педагогической литературы, библиотека педагогической и общекультурной публицистики, собранная за годы работы на педагогическом поприще, становились фактографической основой всех публикаций Валентина Васильевича. Им оставлено более 200 научных книг, брошюр, статей по проблемам воспитания и обучения. Только его статьи в центральных журналах и газетах («Коммунист», «Правда», «Труд», «Советская Россия», «Литературная газета», в украинских газетах) составляют по объёму более 10 п. л. Последняя публикация в «Литературной газете» от 6 февраля 2002 года вызвала большой читательский отклик учителей и родителей.

Весной 2002 г. В. В. Кумарин продолжает общение с зарубежными коллегами из лаборатории макаренковедения в Марбурге, где его хорошо знали как сотрудника, оппонента и блестящего лектора, свободно владеющего немецким. В частности, готовит на одну из конференций заочное выступление «Песталоцци и психология» (было представлено и зачитано на немецком языке).

На лето в планах профессора — подготовка объёмной книги, в которую в единой системе должны войти многие до того разрозненные выступления автора. Валентин Васильевич напряжённо работает над ней, для ускорения работы отказывается от выезда на дачу, на более свежий воздух. Однако лето 2002 г. выдалось не только жарким, но и богатым на торфяные пожары. Москва на многие недели оказаласьзатянутой дымкой удушливого смога. 14 июля у Валентина Васильевича случился сердечный приступ, и в тот же день он умер.

После ухода автора упомянутая рукопись была передана семьёй в журнал «Народное образование» и издана в 2004 г. небольшим тиражом под названием «Педагогика природосообразности и реформа школы». Судьба этой книги оказалась, по крайней мере, внешне, не блестящей. Насыщенная фактами, написанная понятным языком, в силу своей критической направленности она, разумеется, не вошла в список пособий, которых советовали в педагогических вузах. С другой стороны родители, депутаты и другие ответственные граждане, к которым она, собственно, и была обращена, успели составить о педагогической литературе производства советского и первого постсоветского времени вполне определённое мнение, большей частью, к сожалению, оправданное, и даже не раскрывали подобные издания. Поэтому эта книга распространялась довольно долго, а с 2004 г. по н.в. (записано в 2011 г.) так и не была переиздана.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ