Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Лееринг, Ян

Лееринг, Ян

Педагоги

День рождения 11 марта 1934

нидерландский куратор, директор Музея Ван Аббе, профессор истории искусства Технологического института в Эйндховене, стоял у истоков профессии куратора


Ян Лееринг (нидерл. Jean Leering, 11 марта 1934, Амстердам — 1 апреля 2005, Эйндховен) — нидерландский куратор, директор Музея Ван Аббе, профессор истории искусства Технологического института в Эйндховене, стоял у истоков профессии куратора.

Биография

Начало карьеры

Учился на архитектора в Дельфте. Первая выставка состоялась в Музеум Хет Принсен Хоф в Дельфте. Окончив университет, Ян Лееринг занимался курированием выставки «Автономная архитектура», куда он включил в качестве участников Пиранези Джованни Баттиста, Будде, Клод-Никола Леду, а так же современных американских архитекторов Ф. Л. Райт и Луис Кан.

В 1964 году Ян Лееринг стал директором музея Ван Аббе в Эйндховене. Превращение из инженера в директора музея определило основу его кураторской практики. Он уделял большое внимание междисциплинарному подходу. Данный подход начал формироваться уже при работе в музее Ван Аббе, где его первая выставка была посвящена искусству и театру. Открытие было приурочено к основанию нового театра в Эйндховене.

Яна Лееринга вдохновляло творчество художника Эля Лисицкого, который в своих работах сочетал практику художника, архитектора, инженера и дизайнера. Отчасти именно разносторонность и междисциплинарность творчества Э. Лсицского и привлекали куратора. В 1965 году состоялась ретроспектива Эля Лисицкого в Ван Аббемузеум, после которой музей приобрел целый корпус его рисунков и акварелей. Впоследствии Яном Леерингом была сформирована одна из крупнейших коллекций работ этого художника.

Важной частью его работы была организация выставок искусства 1920—1930-х годов (Мохой-Надь, В. Е. Татлин, Франсис Пикабиа).

Kompas

Главная в кураторской практике Яна Лееринга оказалась серия выставок Kompas, реализованная в музее Ван Аббе.

Цель этой серии заключается в том, чтобы помочь зрителю сориентироваться в современном искусстве послевоенного времени. Серия выставок начала проводиться в 1961 году, первая была посвящена художественной жизни Парижа. В 1962 году прошла выставка об искусстве Лондона Компас 2.

  • В 1967 году Ян Лееринг, будучи уже директором музея Ван Аббе, курирует третью выставку из этой серии — Компас 3, Искусство Нью-Йорка с 1945 года.

«Компас служит для того, чтобы помогать нам определить, откуда дует ветер» Ян Лееринг

В силу того, что размеры американских произведений искусства зачастую большого размера и формата, Ян Лееринг выставил только 70 работ. В среднем от каждого художника было представлено по 3 произведения. Ян Лееринг стремился отразить уход американских художников из под влияния Европы. На выставке были представлены работы Поллока, Виллема де Кунинга, Барнетта Ньюмана. Своим творчеством художники демонстрируют независимость и автономность. Изобретая собственные стили и направления, они сами стали источником влияния на Европу. Эта выставка была общим обзором американского искусства: поп-арта, абстрактного экспрессионизма. Традиционные понятия живописи и скульптуры на этой выставке ставились под вопрос, Ян Лееринг призывал к расширению определений и терминов искусствознания.

  • Проект Компас 4 был реализован в 1969 году, где было представлено искусство Лос-Анджелеса и Сан-Франциско. Выставка стала первым крупным показом искусство Западного побережья в Европе.

В этих проектах Ян Лееринг сравнивает Восток и Запад художественной жизни США. По его мнению, искусство Восточного побережья более централизовано, в то время как Западное представляет собой не единое целое, а скорее несколько серий художественных смыслов. Предыдущая выставка Компас 3 (Нью-Йорк) провозглашала город центром культурной и художественной жизни, вокруг которого сосредотачивалось современное искусство. В 1969 году он объединяет два города: Сан-Франциско и Лос-Анджелес — в силу того, что художники Западного побережья принадлежат обоим городам одновременно. Например, многие из них учились в Институте искусств Сан-Франциско, а затем переехали в Лос-Анджелес. Куратор в своем проекте презентует работы художественного сообщества находящегося между этими двумя центрами искусства на Западном побережье.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ