Ян Лееринг (нидерл. Jean Leering, 11 марта 1934, Амстердам — 1 апреля 2005, Эйндховен) — нидерландский куратор, директор Музея Ван Аббе, профессор истории искусства Технологического института в Эйндховене, стоял у истоков профессии куратора.
Биография
Начало карьеры
Учился на архитектора в Дельфте. Первая выставка состоялась в Музеум Хет Принсен Хоф в Дельфте. Окончив университет, Ян Лееринг занимался курированием выставки «Автономная архитектура», куда он включил в качестве участников Пиранези Джованни Баттиста, Будде, Клод-Никола Леду, а так же современных американских архитекторов Ф. Л. Райт и Луис Кан.
В 1964 году Ян Лееринг стал директором музея Ван Аббе в Эйндховене. Превращение из инженера в директора музея определило основу его кураторской практики. Он уделял большое внимание междисциплинарному подходу. Данный подход начал формироваться уже при работе в музее Ван Аббе, где его первая выставка была посвящена искусству и театру. Открытие было приурочено к основанию нового театра в Эйндховене.
Яна Лееринга вдохновляло творчество художника Эля Лисицкого, который в своих работах сочетал практику художника, архитектора, инженера и дизайнера. Отчасти именно разносторонность и междисциплинарность творчества Э. Лсицского и привлекали куратора. В 1965 году состоялась ретроспектива Эля Лисицкого в Ван Аббемузеум, после которой музей приобрел целый корпус его рисунков и акварелей. Впоследствии Яном Леерингом была сформирована одна из крупнейших коллекций работ этого художника.
Важной частью его работы была организация выставок искусства 1920—1930-х годов (Мохой-Надь, В. Е. Татлин, Франсис Пикабиа).
Kompas
Главная в кураторской практике Яна Лееринга оказалась серия выставок Kompas, реализованная в музее Ван Аббе.
Цель этой серии заключается в том, чтобы помочь зрителю сориентироваться в современном искусстве послевоенного времени. Серия выставок начала проводиться в 1961 году, первая была посвящена художественной жизни Парижа. В 1962 году прошла выставка об искусстве Лондона Компас 2.
- В 1967 году Ян Лееринг, будучи уже директором музея Ван Аббе, курирует третью выставку из этой серии — Компас 3, Искусство Нью-Йорка с 1945 года.
«Компас служит для того, чтобы помогать нам определить, откуда дует ветер» Ян Лееринг
В силу того, что размеры американских произведений искусства зачастую большого размера и формата, Ян Лееринг выставил только 70 работ. В среднем от каждого художника было представлено по 3 произведения. Ян Лееринг стремился отразить уход американских художников из под влияния Европы. На выставке были представлены работы Поллока, Виллема де Кунинга, Барнетта Ньюмана. Своим творчеством художники демонстрируют независимость и автономность. Изобретая собственные стили и направления, они сами стали источником влияния на Европу. Эта выставка была общим обзором американского искусства: поп-арта, абстрактного экспрессионизма. Традиционные понятия живописи и скульптуры на этой выставке ставились под вопрос, Ян Лееринг призывал к расширению определений и терминов искусствознания.
- Проект Компас 4 был реализован в 1969 году, где было представлено искусство Лос-Анджелеса и Сан-Франциско. Выставка стала первым крупным показом искусство Западного побережья в Европе.
В этих проектах Ян Лееринг сравнивает Восток и Запад художественной жизни США. По его мнению, искусство Восточного побережья более централизовано, в то время как Западное представляет собой не единое целое, а скорее несколько серий художественных смыслов. Предыдущая выставка Компас 3 (Нью-Йорк) провозглашала город центром культурной и художественной жизни, вокруг которого сосредотачивалось современное искусство. В 1969 году он объединяет два города: Сан-Франциско и Лос-Анджелес — в силу того, что художники Западного побережья принадлежат обоим городам одновременно. Например, многие из них учились в Институте искусств Сан-Франциско, а затем переехали в Лос-Анджелес. Куратор в своем проекте презентует работы художественного сообщества находящегося между этими двумя центрами искусства на Западном побережье.