Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Лейтнер, Александр Александрович

Лейтнер, Александр Александрович

Инженеры

российский инженер, изобретатель, предприниматель, один из пионеров российского автомобилестроения


Александр Александрович Лейтнер (1864 год, Гольдинген, Курляндская губерния — 1923 год) — российский инженер, изобретатель, предприниматель, один из пионеров российского автомобилестроения

Начальный опыт

Александр Лейтнер родился в Курляндии, в прибалтийско-немецкой семье. С ранних лет проявил заинтересованность в новейших европейских разработках в области велосипедостроения. Для того, чтобы подкрепить свой интерес образованием в необходимой сфере, Лейтнер поступил в начале 1880-х годов в реальное училище, которое закончил в 1883 году. Сразу после окончания учебного заведения отправился получать практический навык в мастерскую Раше, которая располагалась в Риге. Затем, с целью получения необходимого предпринимательского и конструкторского опыта, молодой Лейтнер принял решение отправиться в длительное путешествие по основным центрам велосипедного производства в Европе.

В первую очередь Лейтнер «приземлился» на фабрике в городе Лионе, которая на тот момент приобрела славу абсолютного центра французского машиностроения. Сначала Лейтнер пытался получить необходимые знания в области точной механики, изучая теорию изготовления точного электротехнического инструмента, но вскоре начал тяготеть к практической деятельности в инженерном аспекте, которая могла принести ему в будущем ощутимый коммерческий интерес. Именно для этого Лейтнер предпринял новое путешествие в британский индустриальный центр в Ковентри, где увлекся стратегией производства велосипедов. Там он провёл столько времени, сколько ему было достаточно для полноценного освоения технологий изготовления велосипедов.

Изобретения и производство

Вернувшись в Ригу, Александр Лейтнер, которому исполнился 21 год, основал на улице Гертрудинской 9 сентября 1886 года предприятие, где наладил на основе полученного за границей предпринимательского и технического опыта первое в истории Российской империи производство велосипедов — эту знаменательную дату можно считать своеобразным днем рождения российского велосипеда. Это произошло аккурат за 10 лет до появления первого автомобиля на улицах лифляндской столицы. Известно, что на фабрике Лейтнера работало всего четверо рабочих, которые под непосредственным руководством инженера вручную изготовили 19 пробных моделей, которые нашли своих покупателей с финансовой пользой для изготовителей. Эта модификация велосипеда в разговорной речи получила название «паук» (по сходству). Переднее колесо было гораздо крупнее заднего и оснащено радиальными спицами. Несмотря на то, что они были сравнительно маломаневренными, по причине чего часто переворачивались на поворотах, эти велосипеды могли развивать довольно приличную скорость. Естественно, эта модель, ставшая вскоре популярной, также получила название «Россия». В год удавалось произвести более 20 единиц, а в 1890 году произошёл настоящий сдвиг в производстве, так как фабричное предприятие Лейтнера из маленького помещения на Гертрудинской перебирается в более просторное помещение на Суворовской улице. Спрос на производство универсальных, но индивидуальных средств передвижения резко возрастал, особенно в зажиточной среде столичных бюргеров, что и предопределило расширение велосипедного производства. В 1890 году, уже в новом здании, инженер и предприниматель Лейтнер преобразовывает свою фабрику в крупное предприятие «Россия», где производство приобретает широкий размах: в год появляется более 500 велосипедов. 1895 год для промышленного производства Лейтнера также стал знаковым, так как под его чутким руководством было проведено испытание моторного велосипеда, а число выпускаемых в год велосипедов за пять лет увеличилось до 1500—2000. В этом же году фирма и производство переместилось в специально отстроенное и оборудованное заводское помещение на Александровской улице по адресу 129—131. Теперь на фабрике трудилось более 300 рабочих, в том числе новые силы привлекались благодаря умелой политике увеличения заработной платы. А Александр Лейтнер, проведя испытания моторного велосипеда, судя по всему, немецкого происхождения, проанализировал результаты и пришёл к выводу, что век транспортных средств, которые приводятся в действие мускульным усилием человека, уходит в прошлое, а на смену ему приходят средства с полноценными механическими двигателями.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ