Марголис, Аркадий Аронович (род. 4 января 1961, Москва) — российский психолог, кандидат психологических наук, профессор, первый проректор Московского государственного психолого-педагогической университета.
Биография
Аркадий Аронович Марголис работает в Московском государственном психолого-педагогическом университете со дня его основания: c 1998 г. по 2002 г. — проректором по учебной работе, с 2002 г. по настоящее время — первым проректором МГППУ.
Кандидатскую диссертацию защитил в 1990 г. на тему «Развитие учебно-познавательных действий школьников в условиях использования компьютерных средств».
А. А. Марголис является известным специалистом в области педагогической психологии и высшего образования, совмещает организаторскую работу с преподавательской деятельностью в качестве профессора кафедры педагогической психологии факультета «Психология образования» МГППУ, профессора международной кафедры культурно-исторической психологии МГППУ; является председателем Ученого Совета факультета «Психология образования» и членом Ученого Совета МГППУ.
Руководит российским отделением Международного общества культурно-деятельностных исследований (International Society for Cultural and Activity Research, ISCAR).
С 2011 г. входит в Совет и Президиум Совета Учебно-методического объединения вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование».
А. А. Марголис является соавтором и одним из основных исполнителей Инновационной образовательной программы МГППУ, с которой Университет в 2007 г. стал победителем конкурса инновационных вузов в рамках Национального приоритетного проекта «Образование». При его непосредственном участии в МГППУ были созданы центры нейро-когнитивных исследований, нейробиологической диагностики, экспериментальной психологии и другие, цифровая психологическая библиотека с современными электронными ресурсами, научные и образовательные Интернет-ресурсы, которые посещают более 20 тыс. человек в день, новые образовательные программы психологического направления, приобретено уникальное оборудование, не имеющее аналогов в России.
Научная деятельность
При непосредственном участии А. А. Марголиса в основу профессиональной подготовки кадров положена современная модель интеграции науки и образования, благодаря чему Психологический институт РАО и Московский государственный психолого-педагогический университет осуществляют свою деятельность как единый университетский научно-образовательный комплекс «Психология».
Являясь членом Научно-методического совета по развитию психологической службы столичного образования, А. А. Марголис внес значительный вклад в развитие и совершенствование службы практической психологии образования города Москвы. Под его руководством организована и успешно функционирует система повышения квалификации психологических кадров, реализован целый ряд инновационных проектов, ориентированных на развитие службы. Впервые в РФ создана система постдипломного сопровождения молодых специалистов педагогов-психологов, разработана и внедрена модель квалификационного испытания для выпускников вузов по этой специальности.
А. А. Марголис внес значительный вклад в разработку проблемы организации коллективно — распределенной формы организации учебной деятельности. Он является соавтором и участником разработок целого ряда научных концепций и проектов, таких как «Психологические основания использования информационных технологий», «Культурно-исторический тип школы», «Региональная модель психологического обеспечения развивающего образования», «Концепция развития негосударственного образования в России».
Авторским коллективом под руководством А. А. Марголиса (С. Д. Ковалев, М. В. Телегин, Е. А. Кондратьев) изучались психологические особенности построения диалогических учебных сред, ориентированных на развитие мышления младших школьников. В ходе проекта были описаны «модельные спонтанные мировоззренческие представления, выполняющие функцию теоретического и вместе с тем образного освоения объективной действительности» у детей, разработана концепция воспитательного диалога.