Джон Пальмер из Бата (англ. John Palmer; 1742 — 16 августа 1818) — владелец театра и организатор британской системы почтовых дилижансов (mail coach), которая положила начало великим реформам британской почты (British Post Office) введением эффективной службы доставки почты дилижансами на территории Великобритании в конце XVIII века. Он дважды был мэром Бата и генеральным контролёром (Comptroller General) британского почтового ведомства, а впоследствии — депутатом парламента от избирательного округа Бата (с 1801 по 1807 год).
Театр
Пальмер был старшим сыном преуспевающего пивовара и владельца театра в Бате. После отца он унаследовал принадлежащий тому театр Бата (Bath Theatre), и получил на него королевский патент (royal letters patent) в 1768 году, что фактически означало наличие у него монополии на театры в городе, а также права использовать название «Королевский театр». Это был первый театр за пределами Лондона, получивший такое право. Второму театру Пальмера, открытому в Бристоле этот статус был присвоен в 1778 году, и он стал называться Королевским театром Бристоля (Theatre Royal, Bristol). Пальмер работал агентом отца в Лондоне, часто совершая поездки из Лондона в Бат, и после того, как его отец решил отойти от дел в 1776 году, патент перешёл к сыну. Джон Пальмер продолжал руководить театром до 1785 года. В обоих театрах работал один актёрский коллектив, поэтому Пальмеру приходилось быстро перевозить актёров, рабочих сцены и реквизит между Бристолем и Батом, и он основал службу дилижансов, обеспечивавшую безопасную, быструю и эффективную перевозку актёров и багажа. Позже, когда Пальмер занялся почтой, он посчитал, что служба дилижансов, которую он организовал для перевозок между театрами, может быть использована для доставки почты по всей стране.
Почтовые дилижансы
Гравюра с изображением почтового дилижанса в чёрно-красных цветах почтового ведомства в окрестностях Ньюмаркета (Саффолк) в 1827 году. Сзади виден охранникСлужба доставки почты в Британии существовала в неизменном виде в течение примерно 150 лет: с момента её введения в 1635 году верховые на лошадях скакали между станциями, где почтмейтер вынимал письма, предназначенные для местного района, вручая остальные и новую почту следующему гонцу. Почтовые гонцы часто становились жертвой грабителей, и эта система была неэффективной.
Поскольку Пальмер уже много пользовался услугами дилижансов для поездок между городами по роду своей деятельности, то он обратил внимание, что они гораздо более эффективны по сравнению с действовавшей тогда системой доставки почты, причём настолько, что он мог добраться из Бата в Лондон за один день, тогда как доставка почты занимала три дня. Ему пришло в голову, что на основе такой службы дилижансов можно организовать общенациональную службу доставки почты, поэтому в 1782 году он предложил почтовому ведомству в Лондоне перенять эту идею. Он столкнулся с сопротивлением чиновников, полагавших, что существующую систему улучшить невозможно, но в конце концов канцлер казначейства Уильям Питт разрешил ему провести пробную поездку между Бристолем и Лондоном. При прежней системе поездка занимала до 38 часов. Дилижанс, нанятый на средства Пальмера, выехал из Бристоля в 16 часов 2 августа 1784 года и прибыл в Лондон уже через 16 часов.
Впечатлённый этой пробной поездкой, Питт разрешил открытие новых почтовых маршрутов. В течение месяца были организованы маршруты из Лондона в Норвич, Ноттингем, Ливерпуль и Манчестер, а к концу 1785 года также были открыты маршруты в следующие крупные города Англии и Уэльса: Лидс, Дувр, Портсмут, Пул, Эксетер, Глостер, Вустер, Холихед (Holyhead) и Карлайл. В следующем году добавился рейс до Эдинбурга, а заслуги Палмера оценили, назначив его инспектором и генеральным контролёром почтового ведомства. К 1797 году уже насчитывалось сорок два маршрута.
Работа в почтовом ведомстве
Среди приводимых Пальмером доводов о необходимости изменений был довод о том, что улучшение качества почтовых услуг послужило бы оправданием повышения почтовых сборов, поэтому ему были обещаны два с половиной процента от суммы повышения доходов, а также контроль над новой службой. 11 октября 1786 года он был назначен генеральным контролёром почтового ведомства, но с уплатой ему положенной доли из существенно возросшей прибыли (которая возросла с 51 тысячи фунтов стерлингов в 1784 году до 73 тысяч ф. ст. в 1787 году) произошла некоторая задержка. В конце концов, после проведённого в 1789 году следственной комиссией расследования ему была выплачена задержанная сумма, но не в полном объёме, как требовал Пальмер.