Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Попов, Михаил Степанович

Попов, Михаил Степанович

Религия

деятель обновленчества, один из его зачинателей, архиепископ Лужский, викарий Ленинградской обновленческой епархии


Михаил Степанович Попов (1865, село Верхоланье, Архангельская губерния — не ранее 1935) — деятель обновленчества, один из его зачинателей, архиепископ Лужский, викарий Ленинградской обновленческой епархии.

Биография

Родился в 1865 году в селе Верхоланье в семье сельского диакона.

Окончил Великоустюжское духовное училище, затем поступил в Вологодскую духовную семинарию, которую окончил в 1886 году по первому разряду.

Священник

В 1888 году рукоположен во иерея к Троицкой церкви села Антипино Великоустюжского уезда Вологодской губернии.

Овдовев, поступил в 1898 году в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1902 году со степенью кандидата богословия.

В 1902—1907 — священник церкви во имя Святителя Николая Чудотворца при Втором убежище девочек Московско-Нарвского отделения «Общества попечения о бедных и больных детях» («Синий крест»). На этом месте сменил своего товарища по духовной академии, печально известного священника Георгия Гапона.

Согласно Краснову-Левитину, «был человеком скромным и молчаливым. Единственным увлечением о. Михаила была благотворительность. Эта деятельность развила в нем интерес к социальным проблемам и сблизила его с питерским трио» (Боярский, Введенский и Егоров).

В 1905 года он организовал братство прп. Серафима, которое действовало недолго, ибо через два года приют закрылся, и иконостас отдали в Андреевский собор.

После бурных событий 1905—1906 годов при Балтийском судостроительном и механическом заводе было решено было создать церковь «для рабочих для поднятия ослабевающей религиозности». Инициативу в этом деле взял на себя священник Михаил Попов. После каждой литургии для рабочих велись религиозно-нравственные беседы. При храме действовали апологетические курсы. Ежегодно 19 июля члены созданного им церковного братства преподобного Серафима шли крестным ходом к чудотворной иконе на Стеклянном заводе. Крещенское водосвятие происходило на Неве. Кроме того создал общество вспомоществования на случай смерти. Прослужил настоятелем этой церкви до 1914 года.

Являлся преподавателем школ, гимназий, учительских семинарий и профессором учительского института в Лесном. Автор листков для народного чтения. Занимался церковной историей, биограф митрополита Арсения (Мацеевича).

7 января 1913 года утверждён в степени магистра богословия за диссертацию «Арсений Мацеевич и его дело».

В 1913 году посетил Ближний Восток, изучал уставное православное служение на Афоне, в монастыре святого Саввы, в Иерусалиме, Константинополе.

7 марта 1917 года, вскоре Февральской революции, стал одним из зачинателей «Союза демократического православного духовенства и мирян», в деятельности которого принял участия ряд будущих видных деятелей обновленчества в Российской Церкви. Как повесвует Краснов-Левитин: «В начале марта 1917 года на квартиру к о. Михаилу пришли отцы И. Ф. Егоров и А. И. Введенский. По их просьбе хозяин должен был их познакомить со своим довольно известным однофамильцем, членом IV Государственной Думы, протоиереем о. Дмитрием Яковлевичем Поповым. <…> Старый земский деятель и общественник, о. Попов с радостью согласился принять участие в организации Союза демократического духовенства и мирян, как это предложили ему Введенский и Егоров, Началась кипучая организационная работа, и через несколько дней старый петроградский протоиерей о. А. П. Рождественский открыл на Верейской улице (недалеко от дома, в котором жил Введенский) первое учредительное заседание союза. Союз состоял из нескольких десятков молодых либеральных столичных батюшек, большею частью с академическими значками».

К 1917 году был настоятель храма Сретения Господня при Фельдъегерском корпусе, который был закрыт 15 января 1921 (приход переместился на Гороховую ул., 57) и через два года ликвидирован.

Участник обновленческого движения

Со времени создания обновленческого движения стал его участником. Был уполномоченным в Петрограде обновленческого Высшего церковного управления, членом Петроградского епархиального управления.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ