Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Пысин, Николай Васильевич: биография

Потерпев сокрушительное поражение в Крыму, немецко-фашистские войска отошли в Севастополь. Пытаясь спасти остатки своей разбитой 17-й армии, немецкое командование направило на их эвакуацию все имевшиеся в его распоряжении плавсредства. Советская морская авиация вела настоящую охоту за транспортами противника. Только эскадрилья гвардии старшего лейтенанта в это время совершила 192 боевых вылета, при этом потопив 5 транспортов общим водоизмещением до 14500 тонн, 4 быстроходные десантные баржи, 2 сторожевых корабля, 2 торпедных катера и 3 самоходных парома типа «Зибель». Гвардии старший лейтенант Н. В. Пысин за тот же период произвёл более 15 боевых вылетов, пустив на дно 4 транспорта и 3 самоходных понтона с войсками. Одним из самых результативных оказался боевой вылет 11 мая 1944 года. Группа из 12 Ил-2, ведомая Н. В. Пысиным, атаковала вражеский караван недалеко от Севастополя. Николай Васильевич наметил целью самый крупный из транспортов водоизмещением около 4500 тонн. Атака была дерзкой и смелой: с пикирования Пысин сбросил на цель 4 авиабомбы ФАБ-100 с высоты всего 100 метров. В результате прямых попаданий транспорт через несколько минут затонул. Другие лётчики группы в это время потопили десантную баржу и повредили два транспорта, которые позднее были уничтожены другой группой.

15 мая 1944 года командир 8-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии подполковник Н. В. Челноков представил гвардии старшего лейтенанта Н. В. Пысина к званию Героя Советского Союза. Наградной лист ушёл на согласование в штаб Черноморского фронта, однако 19 мая 11-я штурмовая авиационная дивизия, в состав которой входил полк, получила приказ о передислокации на Балтику. Наградной лист, по всей видимости, затерялся, и 28 июня 1944 года командир полка представил Н. В. Пысина к высокому званию вторично. К этому времени Николай Васильевич уже стал гвардии капитаном и успел совершить 12 боевых вылетов на штурмовку финских укреплений на Карельском перешейке и уничтожение вражеских плавсредств в Финском заливе. За период с 10 по 22 июня он пустил на дно два транспорта общим водоизмещением 4000 тонн и минный тральщик. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года гвардии капитану Пысину Николаю Васильевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

После разгрома финских войск в Карелии 11-я штурмовая авиационная дивизия ВВС Краснознамённого Балтийского флота активно включилась в Прибалтийскую стратегическую операцию. Гвардии капитан В. Н. Пысин сражался на территории Эстонии, Латвии и Литвы, в составе своего подразделения освобождал город Таллин, штурмовал Мемель. Затем участвовал в блокаде немецкой группы армий «Курляндия». 20 февраля 1945 года самолёт В. Н. Пысина был сбит в районе станции Падоне. Пысин пытался совершить вынужденную посадку, но от жёсткого удара о землю сдетонировали авиабомбы, и его выбросило из самолёта. Сильно контуженного лётчика подобрали немецкие солдаты. Единственное, что успел сделать Николай Васильевич до пленения — это оторвать Звезду Героя от плашки и сунуть её в рот. Два с небольшим месяца Пысин находился в плену и всё это время прятал награду в ротовой полости. Сначала Николая Васильевича поместили в лагерь для военнопленных лётчиков в замок Гроссмеергофен близ Нойбранденбурга. Здесь его немного подлечили, после чего перевели в шталаг-XIIIБ в городке Вайден. 23 апреля 1945 года концлагерь был освобождён частями 90-й пехотной дивизии США, и Н. В. Пысин скоро смог вернуться в свой полк, где его считали погибшим. К этому времени советские войска завершили разгром земландской группировки противника, и лётный состав 8-го гвардейского штурмового авиационного полка к боевой работе практически не привлекался.

После окончания Великой Отечественной войны Н. В. Пысин оставался на военной службе до 1948 года. В запас он уволился в звании подполковника. Жил в Москве. Работал в Гражданском воздушном флоте во Внуково. Летал на самолётах Ил-14, Ил-18 и Ту-114. Скончался Николай Васильевич 28 октября 1975 года. Похоронен на Донском кладбище столицы.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ